Документы как источник социологической информации. Классификация
и методы анализа документовСтраница 1
Анализ документов – это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений. Круг документов, содержащих в себе интересующую социолога информацию, чрезвычайно широк и информативен. Поэтому практически любое социологическое исследование начинается с анализа существующих по исследуемой проблеме документальных источников. Для того, чтобы огромный и разнообразный массив документации можно было успешно и эффективно использовать, документы следует классифицировать.
По общей значимости документы делятся на официальные (законы, указы, декларации, распоряжения, и т.д.) и неофициальные (личные заявления, письма, дневники и прочее).
По форме изложения документы подразделяются на статистические (статьи, отчеты, сборники статистических материалов, содержащие экономические и социологические показатели развития страны, динамику рождаемости, смертности и др.) и вербальные (информация воплощена в словесно выражаемой форме – письма, книги, пресса).
Документом в социологии называется специально созданный предмет, предназначенный для передачи и хранения информации. Любое конкретное социологическое исследование должно начинаться с анализа существующих по исследуемой проблеме документов, в первую очередь, официальных, причем подбираются такие, которые глубже, полнее и точнее выражают сущность и особенности исследуемого объекта и в наибольшей степени соответствуют решаемой социологами исследовательской задаче.
Существуют два основных метода анализа документов:
· традиционный
· формализованный или контент-анализ.
Традиционный анализ − самостоятельный творческий процесс, который зависит от:
1) содержания и направленности самого документа;
2) условий, целей и задач проводимого исследования;
3) научной квалификации и таланта самого исследователя. Отсюда видно, что традиционный анализ несет в себе возможность нарушения принципа объективности в объяснении документа.
Контент-анализ помогает избавиться от этого недостатка. Этот вид анализа ориентирован на извлечение социологической информации из больших массивов документальных источников, трудно поддающихся традиционному интуитивному анализу. В его процессе в изучаемом тексте выделяются определенные, интересующие исследователя элементы содержания (термины, имена политических деятелей, суждения, точки зрения, различные виды публикаций и т.д.). Их классифицируют, подсчитывают и проводят количественный анализ. Контент-анализ целесообразно дополнять другими методами исследования или же использовать его в качестве дополнительного метода.
Под документами понимают специально созданные предметы, предназначенные для передачи и сохранения информации.
В психологической литературе условно документы разделяют на следующие типы:
· по статусу: официальные (правительственные материалы, постановления, статистические отчетные архивы, приказы и др.); неофициальные (анкеты, жалобы, мемуары, письма, фотографии);
· по форме: письменные тексты (печатные, машинописные, рукописные); фонетические (магнитофонные записи, пластинки, лазерные дискеты); иконографические (кино-, видео-, фотодокументы, произведения живописи);
Личность как социальная проекция человека
В первобытном обществе из-за нерасчлененности общественных функций отдельный человек не мог стать полноценной личностью. Дальнейшее развитие общества привело к тому, что человек все больше выделялся из непосредственного слияния с родом и ...
Теории информационного общества
Одной из концепций постиндустриального общества является концепция Д. Белла. Основное содержание концепции постиндустриального общества Д. Белла можно свести к следующим положениям:
1. Наиболее существенной характеристикой становления по ...
Концепции массового общества. Опасности тоталитаризма. Идеи Х.Арендт, Р.
Арона, К. Манхейм
В условиях индустриализации массовый характер приобретает само общество. Массовое — это общество, в котором доминируют массы, господствует массовое производство и потребление, массовая коммуникация и культура, гражданское общество, опираю ...