Документы как источник социологической информации. Классификация и методы анализа документов
Страница 1

Социологическая информация » Предмет и объект социологии » Документы как источник социологической информации. Классификация и методы анализа документов

Анализ документов – это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений. Круг документов, содержащих в себе интересующую социолога информацию, чрезвычайно широк и информативен. Поэтому практически любое социологическое исследование начинается с анализа существующих по исследуемой проблеме документальных источников. Для того, чтобы огромный и разнообразный массив документации можно было успешно и эффективно использовать, документы следует классифицировать.

По общей значимости документы делятся на официальные (законы, указы, декларации, распоряжения, и т.д.) и неофициальные (личные заявления, письма, дневники и прочее).

По форме изложения документы подразделяются на статистические (статьи, отчеты, сборники статистических материалов, содержащие экономические и социологические показатели развития страны, динамику рождаемости, смертности и др.) и вербальные (информация воплощена в словесно выражаемой форме – письма, книги, пресса).

Документом в социологии называется специально созданный предмет, предназначенный для передачи и хранения информации. Любое конкретное социологическое исследование должно начинаться с анализа существующих по исследуемой проблеме документов, в первую очередь, официальных, причем подбираются такие, которые глубже, полнее и точнее выражают сущность и особенности исследуемого объекта и в наибольшей степени соответствуют решаемой социологами исследовательской задаче.

Существуют два основных метода анализа документов:

· традиционный

· формализованный или контент-анализ.

Традиционный анализ − самостоятельный творческий процесс, который зависит от:

1) содержания и направленности самого документа;

2) условий, целей и задач проводимого исследования;

3) научной квалификации и таланта самого исследователя. Отсюда видно, что традиционный анализ несет в себе возможность нарушения принципа объективности в объяснении документа.

Контент-анализ помогает избавиться от этого недостатка. Этот вид анализа ориентирован на извлечение социологической информации из больших массивов документальных источников, трудно поддающихся традиционному интуитивному анализу. В его процессе в изучаемом тексте выделяются определенные, интересующие исследователя элементы содержания (термины, имена политических деятелей, суждения, точки зрения, различные виды публикаций и т.д.). Их классифицируют, подсчитывают и проводят количественный анализ. Контент-анализ целесообразно дополнять другими методами исследования или же использовать его в качестве дополнительного метода.

Под документами понимают специально созданные предметы, предназначенные для передачи и сохранения информации.

В психологической литературе условно документы разделяют на следующие типы:

· по статусу: официальные (правительственные материалы, постановления, статистические отчетные архивы, приказы и др.); неофициальные (анкеты, жалобы, мемуары, письма, фотографии);

· по форме: письменные тексты (печатные, машинописные, рукописные); фонетические (магнитофонные записи, пластинки, лазерные дискеты); иконографические (кино-, видео-, фотодокументы, произведения живописи);

Страницы: 1 2


Основные методы сбора социологической информации
Методы социологического исследования (конкретные познавательные ориентации, подходы, приемы, способы и инструменты, используемые исследователями при изучении того или иного объекта) условно можно разделить на две группы: общесоциологическ ...

Трудовые ресурсы, их роль в развитии хозяйства
Население делится на трудоспособное и нетрудоспособное. Нижняя (минимальная) граница трудоспособного возраста определяется с учетом физиологии человека и продолжительности обязательного обучения в общеобразовательной школе. В России 16 л ...

Биография
Карл Маркс родился 5 мая 1818 г. в немецком городе Трире в семье адвоката, воспитывался в культурной, доброжелательной среде. Он получил юридическое образование сначала в Боннском, а затем в Берлинском университетах. Вся его жизнь и жизнь ...

Поиск
Новое