Функции социальных конфликтов и их классификация
Страница 1

Социологическая информация » Предмет и объект социологии » Функции социальных конфликтов и их классификация

Конфликт – прямое столкновение соперников. Для конфликта характерны: 1) знание соперника; 2) знание причин конфликта; 3) ожидание ответных действий, противоборства. При этом не всякая конкуренция перерастает в конфликт и не всякий конфликт является порождением конкуренции.

Основные типы конфликтов: внутрисистемный и внесистемный.

Внутрисистемный конфликт возникает по причине несогласия участников взаимодействия с правилами игры, критериями, по которым оценивается значимость, весомость их услуги (рост цен при сохранении одного и того же размера заработной платы вызывает конфликт между работодателем и наемными рабочими).

Дезинтегративные последствия конфликтов

Интегративные последствия конфликтов

· усиливают ожесточение;

· ведут к разрушениям и кровопролитию;

· ведут к внутригрупповому напряжению;

· разрушают нормальные каналы кооперации;

· отвлекают внимание членов группы от насущных проблем.

· определяют выход из сложных ситуаций;

· приводят к разрешению проблем;

· усиливают групповую сплоченность;

· ведут к заключению союзов с другими группами;

· приводят группу к пониманию интересов ее членов

Внесистемный (межсистемный) конфликт возникает между системами взаимодействий по поводу несовпадения ценностей (оценок чего-либо) или за что-то, находящееся внутри или вне этих систем (территориальные претензии, борьба за влияние на третьи страны вызывают войну между государствами).

Конфликт – явление историческое и социокультурное: одни и те же правила игры, критерии в одну историческую эпоху (в одной социокультурной системе) могут породить непримиримый конфликт, в другой – конфликт может и не возникнуть (то, что в XIX в. привело бы к дуэли и кровопролитию, в ХХI в. вызывает лишь раздражение или усмешку).

Виды конфликтов:

§ конфликт ценностей (внутрисистемный, когда стороны пересматривают нормы, ценности, правила игры; межсистемный, когда субъекты, имеющие разные системы ценностей, по-разному оценивают те или иные события);

§ конфликт притязаний (притязания равнозначных субъектов на обладание теми или иными ресурсами, средствами обмена);

§ "экспансионистский" конфликт (связан с захватом чужой территории, чужих зон влияния, чужой собственности).

Важнейшая социальная функция конфликта (по Р.Дарендорфу): он "является отцом всех вещей, движущей силой изменений, но конфликт не должен быть войной" .

Задача состоит в том, чтобы предотвратить катастрофическое развитие конфликта. Он должен протекать в рамках определенных правил и законов, т.е. быть институционализированным.

Функции конфликтов можно разделить на конструктивные, которые смягчают противоречия, снижают напряжения, и деструктивные − способствующие развитию и течению конфликта.

Например, конструктивными функциями конфликта являются:

· коммуникативная функция;

· консолидирующая функция;

· функция разрядки напряженности.

Конфликтологи выделяют стадии социального конфликта:

· предконфликтная,

· непосредственно конфликтная,

· стадия разрешения конфликта.

· послеконфликтная, каждая из которых имеют свои особенности.

Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий следующим образом.

· Личностный конфликт. Эта зона включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Такие конфликты могут быть связаны, например, с излишней зависимостью или с ролевой напряженностью. Это чисто психологический конфликт, но он может оказаться катализатором для возникновения группового напряжения, если индивид будет искать причину своего внутреннего конфликта среди членов группы.

Страницы: 1 2


Теория А. Маслоу
Абрахам Маслоу разработал теорию мотивации,в основу которой он поставил пирамиду потребностей. Эта теория объясняет как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы приводятся в действие, как осуществляется м ...

Классификация социологии
Теоретическая социология — социология, ориентированная на объективное научное исследование общества в целях получения теоретического знания. Необходима для адекватной интерпретации социальных явлений и поведения людей. Без данных эмпирич ...

Социальные системы как субъекты и объекты социального менеджмента: познание управленческих систем и системность управления
Окружающий человека реальный мир насыщен множеством разнообразных систем, среди которых выделяют естественные и искусственные, а также системы смешанного порядка («человек-машина»); большие и сверхбольшие системы; открытые и закрытые; сам ...

Поиск
Новое