Социальная общность и социальная группа
Страница 2

Социологическая информация » Предмет и объект социологии » Социальная общность и социальная группа

При анализе развития социальной группы и роли ее в истории человеческого общества было установлено, что главной характеристикой группы является наличие так называемого «мы-чувства». Это означает, что универсальным принципом психического оформления общности является различение для членов группы некоторого образования «мы» в отличие от иного образования − «они». «Мы-чувство» выражает потребность отделить одну общность от другой и является своеобразным индикатором осознания принадлежности личности именно к данной группе.

Классификация социальных групп может быть осуществлена по многообразным основаниям. Выделяют условные и реальные группы. Реальные группы подразделяют на большие и малые. Большие группы делятся на неорганизованные, стихийно возникшие и организованные, длительно существующие. Эту классификацию можно представит следующим образом:

Безымянный

Особо выделяют группы членства и референтные группы. Референтная группа определяется как значимый круг общения, на который ориентируется определенный индивид. Группа членства и референтная группа могут не совпадать, тогда возникают проблемы рассогласования поведения индивида с нормами его группы. Использование теории референтной группы позволяет понять механизм противоправного повеления подростков.

Наряду с этим выделяют такие понятия как «ин-группа» и «аут-группа». К первым относят те группы, к которым индивид относит себя и идентифицирует себя с ними, расценивая членов этих групп как «мы». Ко вторым относят все те группы, к которым индивид не принадлежит. Другие семьи, другие профессиональные, этнические группы будут для него «аут-группами». Члены «аут-группы» могут обладать теми же чертами, что и члены «ин-группы», однако при сравнении акцент будет сделан именно на тех чертах, которые отличают чужих от своих. Попадая в новую обстановку, человек стремится выяснить, кто здесь «свой» и налаживает отношения именно с ним.

Ин-групповая идентификация каждой личности существенно сказывается на поведении. От соратников по группе ожидают участия, признания, помощи. Ожидаемое поведение представителя «аутгруппы» зависит от вида этой группы, опыта прошлых отношений с ней самого индивида и его «ин-группы». В отношениях между группами возникает такое явление как социальный стереотип. Это − упрощенное представление о свойствах группы, позволяющее быстро ориентироваться в окружении. Не надо долго общаться с каждым новым человеком, достаточно перенести на него свойства той группы, к которой тот принадлежит. Стереотипы могут постепенно изменяться, но сохраняются длительное время, поскольку в них фиксируются в лаконичной, яркой форме именно различия между своими и чужими. Как уже было отмечено, в представителях «аут-группы» замечаются прежде всего их особенности. В качестве референтной группы, «ин-группы» и «аут-группы» могут выступать как малые, так и большие группы.

В современном обществе индивид принадлежит одновременно ко многим группам, поэтому большое число ин-групповых и аут-групповых связей пересекается. Однако ин-групповые идентификации не снижают интенсивности самоопределения различий. Это особенно проявляется при возникновении противоречий между различными социальными группами и нередко используется для целей политической спекуляции. История свидетельствует, что конфликтующие стороны считают своих противников «людьми второго сорта», что позволяет каждой стороне проявлять к ним нечеловеческое отношение. Так, в межклассовых столкновениях одна сторона считает другую «быдлом», а противостоящая сторона -эксплуататорами и т.п.

Большие группы разделяются на два вида. К первому относятся стихийно возникшие, кратковременно существующие общности: толпа, публика, аудитория. Ко второму виду относятся социальные группы в собственном смысле слова, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений и потому долговременные, устойчивые в своем существовании. К таким группам можно отнести классы и социальные слои, различные этнические, профессиональные и половозрастные группы.

Для всех долговременных больших групп характерны такие общие признаки, как нравы, обычаи, традиции, язык. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, которая воспроизводится на протяжении длительного исторического развития, передаваясь от поколения к поколению. На этой основе возникает такая важная характеристика большой группы как образ жизни, включающий особую систему потребностей, интересов, ценностей, социальных стереотипов, а также специфических форм общения, быта. Благодаря этому формируется так называемая групповая психология, которая выступает по отношению к отдельному индивиду как некая социальная реальность, выходящая за пределы его сознания и воздействующая на него вместе с остальными объективными условиями жизни.

Страницы: 1 2 3 4


Особые виды социального действия по М.Веберу
Помимо шести типов социального действия по их ориентации Вебер выделил ещё четыре особых вида: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное[12]. «Социальное действие, подобно всякому действию, может быть определено ...

Формационный подход
Категория общественно-экономическая формация - это категория философии, истории, а специфика философских категорий состоит в том, что, будучи абстракциями самого высокого уровня, они отражают наиболее общие, сущностные черты объективной д ...

Социальные группы массового стихийного поведения. Общая характеристика и типы стихийных групп
Приступая к классификации социальных групп, следует выделить разновидность, в строгом смысле не являющуюся ''группой'', скорее кратковременным объединением большого числа лиц, собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демон ...

Поиск
Новое