Социальные общности − основной компонент социальной
структурыСтраница 2
в) массы (характеризуются сходными (однородными), но не социальными действиями): люди, спасающиеся бегством от реальной или вымышленной угрозы (сходное действие – паника); люди, стремящиеся носить одинаковую одежду (сходное действие – следование моде) и т.д.;
2) контактные общности, в которых воплощается реальная, но, как правило, кратковременная солидарность. Их формы:
а) аудитории – одноразовые, относительно кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов) взаимодействия лектора (певца, актера и т.п.) и слушателей;
б) толпы – общности людей, объединенных сиюминутным настоящим (разновидности толп: случайная (зеваки на пожаре), обусловленная (очередь за билетами), действующая (мятежники));
в) социальные круги – общности людей одного социального положения, собравшихся вместе для удовлетворения своих социальных потребностей (в общении, заботе о других, признании, престиже и т.п.): встреча друзей, конференция ученых, школьный бал и т.д. (социальные круги нередко становятся основой для формирования групповых общностей);
3) групповые общности, в которых воплощается институционализированная (долговременная, устойчивая, определяемая нормами, обычаями и т.п.) солидарность (5.2).
2
. По численности:
1) диады (взаимодействие двух человек);
2) малые общности (включают от 3 до нескольких десятков человек);
3) большие общности (от сотен до тысяч человек);
4) суперобщности (включают десятки тысяч и миллионы человек); 5) все мировое сообщество.
3
. По времени существования:
1) кратковременные (существуют от нескольких минут до нескольких часов: аудитория конкретного мероприятия, пассажиры междугороднего автобуса);
2) длительные (существуют от нескольких дней до нескольких лет: коллективы предприятий, воинские подразделения);
3) долговременные (существуют от нескольких десятилетий до веков и тысячелетий: территориальные, этнические общности, нации).
4.
По плотности связей между индивидами:
1) тесно сплоченные (организации);
2) аморфные образования (болельщики футбольного клуба, любители пива).
5.
По базовому системообразующему признаку:
1) территориальные (дальневосточная общность),
2) этнические (русские),
3) демографические (молодежь, женщины),
4) культурные (субкультурные) и т.д.
В социальной психологии в начале ХХ в. сложилось еще одно понимание социальных общностей. Наиболее известные представители данного направления – Г. Тард и Г. Лебон – утверждают, что все объединения людей можно обозначить понятием толпа. По их мнению, толпа – это не только стихийное, неорганизованное скопление индивидов, но и структурированное в той или иной степени, организованное объединение людей.
Г. Лебон выделяет следующие типы толп:
1) разнородные, в том числе а) анонимные (уличная толпа) и б) неанонимные (парламентское собрание);
2) однородные, в том числе а) секты (политическая, религиозная) и б) касты (военные, рабочие);
3) классы (буржуазия, купечество).
Таким образом, существуют различные трактовки понятия социальная общность и многообразные типы общностей. В социологии наиболее глубоко исследован тип групповых общностей (социальных групп), и это не случайно.
Причины появления и распространения социологии в России.
Возникновение самой социологии, как и суммы вышеперечисленных ее зависимостей, определялось в первую очередь капиталистическим путем развития, на который Россия медленно, но неотвратимо вступала после реформы 1861 года. Этот хронологическ ...
Понятие гражданского общества
Изучая взаимодействие политической и социальной сфер, политическая социология рассматривает гражданское общество как одну из центральных, основополагающих категорий. Нельзя не отметить, что в настоящее время существует множество подходов ...
Развитие экономики семейной политики
Надеяться на скорое разрешение проблем семьи не следует, улучшение в ближайшие годы вряд ли будет иметь принципиальный характер, если сегодняшние реформы не достигнут реальных экономических результатов, если они не будут скорректированы в ...