Невербальное поведение в групповом фокусированном интервью
Страница 4

Социологическая информация » Методы сбора социологической информации » Невербальное поведение в групповом фокусированном интервью

Обобщение полученных данных помогает выделить практические методики работы, которые применяются модераторами при определенных состояниях группы или отдельных респондентов с целью блокирования или, наоборот, поддержания некоторых групповых процессов. Из таблицы 1 видно, что осознанно применяются в основном техники, которые направлены на формирование групповой динамики в сложных ситуациях, когда особенно необходимо направлять группу, руководить ею.

Виды реакций модератора на состояние группы в групповом фокусированном интервью

Таблица 1

Состояние группы

Действия модераторов

Поведение группы выходит из под

контроля

- Встаю и некоторое время веду группу стоя

- Меняю тон речи на более жесткий

- Не обращаю внимание на выпады и неконструктивные замечания

- Использую мимику (например, выражение недовольства)

Дискуссия в группе идет медленно, «вязко»

- Встаю и некоторое время веду группу стоя

- Добавляю энтузиазма в голосе

- Говорю громче

- Более активно жестикулирую

-Увеличиваю темп обсуждения

- Стараюсь использовать больше позитивной мимики (улыбаюсь)

Группа «зажата» (например, преобладают закрытые жесты)

- Стараюсь изменить положение людей в пространстве – прошу придвинуться или отодвинуться, меняю респондентов местами и т. п.

- Задаю несколько вопросов подряд респонденту, которого хочу расшевелить

Формированию групповой динамики препятствуют негативно настроенные респонденты

- Не обращаю внимания на негативные и неконструктивные высказывания

- Могу мимикой продемонстрировать свое недовольство

Можно заметить, что проксемика - один из основных "инструментов" ведущих фокус-групп. Изменяя свое положение в пространстве либо перемещая в нем респондентов, исследователи добиваются изменений в групповой динамике. Мимика и голос используются также достаточно часто. Однако эти компоненты невербального поведения сложнее отслеживаются самими модераторами, т.к. как зачастую применяются бессознательно, рефлекторно.

Еще один интересный результат связан с психотипами опрошенных. Все модераторы, которые были проинтервьюированы во время второй волны исследования, прошли тестирование по опроснику Mayers-Briggs, который широко используется в психологии для определения типа личности и характера человека. По результатам тестирования выяснилось, что, несмотря на необходимость постоянно общаться с людьми, большинство опрошенных - ярко выраженные интраверты. В связи с этим возникают вопросы, требующие дальнейшего исследования, среди которых: зависят ли от психотипа модератора виды его реакций на различные состояния группы? [3, с. 120-123]

Страницы: 1 2 3 4 5


Каковы экономические причины становления информационного общества? Каковы его черты
Экономические причины становления информационного общества: структурная перестройка экономики, которая выдвинула на лидирующие позиции новые наукоемкие отрасли взамен тяжелой промышленности; центральная роль научно-технического знания к ...

Способы повышения электоральной активности молодежи в избирательном процессе
Молодежь в качестве электората отличают импульсивность, впечатлительность, внушаемость, ведомость. Указанные психологические особенности можно легко использовать для активизации молодежи в политической жизни страны. Существующие в мировой ...

Современное место беспризорных в российском обществе. Формирование образа бездомного
В последнее время как говорилось выше тема бездомности и образ бездомного активно эксплуатируется в русскоязычных СМИ и Интернете. Анализ отечественных публикаций показал, что тема бездомности, беспризорность и малоимущести и образ бездом ...

Поиск
Новое