Методология исследования проблем толерантности. Сущность понятия
«толерантность» и его актуальность в условиях современной РоссииСтраница 4
Чувство превосходства, которое часто обуславливает недостаток внимания к реальным свойствам того объекта, на который направлена эмоция презрения – неуважения, является нарцистическим продуктом развития человеческой культуры. Данная эмоция гораздо опаснее по своим последствиям, чем гнев. Из трёх эмоций «триады враждебности» презрение – наиболее холодное чувство. Опасность презрения заключается в устойчивом характере этой эмоции, в отличие от гнева или отвращения. Гнев предполагает достаточно быструю аффективную разрядку, а чувство отвращения способствует переключению внимания на что-либо другое. Ситуация же презрения вызывает подчас удовольствие. Следовательно, оно само и связанное с ним повеление легко могут быть возобновлены.
Исторически культурным рецидивом древней эмоции, происходящей из представления о ритуально «чистом» и «нечистом», является эмоции отвращения. Например, известно, что враждующие представители христианской и мусульманской общин Бейрута взаимно считают друг друга «грязными». Отвращение побуждает человека отстраниться от объекта, вызывающего отвращение, или устранить сам объект. Причины появления данной эмоции с точки зрения общей психологии заключается в контакте с вещью, разложившейся или испорченной в физическом или психологическом смыслах. Порочность в сочетании с физической нечистоплотностью – идеальный объект для отвращения. Контакт с живой человеческой реальностью может разрушить первоначальные установки на объективизм восприятия тогда, когда одним из контрагентов общения выступает человек, несущий на себе груз системы ценностей той культуры, к которой принадлежит…» [52,с. 105-114].
Согласно словарю антонимов русского языка М.В. Львова, чувством, противоположным презрению является «уважение» [21,с. 769] – чувство, согласно Словарю русского языка под редакцией А.П. Евгеньевой (Т.4), основанное на признании чьих-либо достоинств, заслуг, качеств [37,с. 447].
Ко второму компоненту «триады враждебности» - отвращению – словарь антонимов пояснений не даёт, но в Словаре русского языка под редакцией А.П. Евгеньевой в статье «Антипатия» (Т.1) в синонимичном ряду данного понятия приведено и понятие «отвращение», и чувство, противоположное ему – «симпатия» [37,с. 40]. Таким образом, следующей сущностной характеристикой толерантности является понятие – симпатия.
Словарь А.П. Евгеньевой определяет гнев как чувство сильного негодования, возмущения, состояния раздражения, озлобления. В данном синонимичном ряду ни одно из определений не имеет, согласно словарю М.В. Львова, «эквивалентного» антонима. Но антоним к эмоции «зло», близкой по значению к «озлоблению», является «добро» («доброта»); то есть понятие доброта представляет собой также одну из сущностных характеристик толерантности.
Таким образом, исходя из приведённых выше определений толерантности с заключённой в них позитивной оценкой данного морального качества и его социальной необходимостью на различных этапах развития общества и в настоящий момент, в частности, рассмотрев различные точки зрения на понятие толерантности и выделив основные сущностные характеристики данного морального качества личности – уважение, симпатия, доброта, - можно сделать вывод о необходимости формирования социокультурной толерантности как морального качества личности в интересах успешности ведения «культурного» диалога и в целях избежания межкультурных конфликтов с различными социальными, культурными группами или их представителями.
Социальный статус личности
Социальный статус личности − это положение личности в обществе, которое показывает место личности в системе общественных отношений и определяет функции личности, соответствующие данному конкретному положению.
Кроме этого, понятие с ...
Основные концепции и направления западной социологии ХХ ст.
Зарождение и развитие эмпирической социологии. Основные школы и направления современной зарубежной социологии
На протяжении ХХв. зарубежная социология претерпевает существенные изменения и сейчас представляет собой сложную систему идей, ...
Статус личности и престиж как основа стратификации
общества
Относительно устойчивые, стандартизованные и регулярно воспроизводимые элементы социальной системы образуют ее структуру, тот конкретный механизм, который обеспечивает нормальное функционировании и стабильность.
В качестве стабильных и у ...