Альтернативная демократическая теория массового общества Д. Белла, С. Липсета, Э. Шилза и др.

Социологическая информация » Современные технократические концепции развития мировой цивилизации » Альтернативная демократическая теория массового общества Д. Белла, С. Липсета, Э. Шилза и др.

Применительно к индустриальному массовому обществу исследователи выделяют две концепции:

1.Либеральная концепция (Р. Миллс, Д. Рисмен и др.), в рамках которой на основе пессимистической критики отрицательных сторон индустриализма обосновывается тенденция дальнейшего роста бюрократизма, отчуждения, унификации «массового человека», составляющих оплот всяческого конформизма, аморфности, манипулирования и контроля масс.

2. Демократическая концепция (Д. Белл, С. Липсет, Э. Шилз и др.), в которой процесс массовизации рассматривается как разрыв узды, сковывающей массы в традиционном обществе. Благодаря этому происходит «возвышение масс»: им становится доступным то, что еще недавно было привилегией элиты.

Эффективно развивающаяся экономика осуществляет массовое производство по принципу, что «продукцию производят не для того, чтобы продать, а для того, чтобы ее купили». Тем самым обеспечивается рост массового потребления и благоденствия. Экономическая демократия позволяет каждому выбирать ту форму деятельности, которая ему по душе. Диффузия капитала, пробуждение самостоятельности и предпринимательства ведет к формированию среднего класса — основы общественного согласия. Средства массовой коммуникации и массовая культура создают «большинство образованных людей», обладающих необходимыми для общежития качествами. Правовое государство и гражданское общество обеспечивают «права человека» и механизмы самоуправления всевозможных общественных и политических структур, выражающих и защищающих интересы налогоплательщиков, местных жителей, избирателей и т. д. При этом общественное мнение выступает инструментом завоевания и удержания власти.

Институты «массового общества» объединяют деятельность населения, способствуя его социальному единству и уменьшению разрыва между массой и элитой. Для отношений последних характерна не дихотомия «элита — масса», а гомогенизация (гомогенный — однородный), в которой различия касаются степени, а не сущности — скорее количества, чем качества. В этих условиях политика рассматривается не как отношения классов, а лишь как технология управления. Она является искусством достижения компромиссов между различными социальными группами, что обеспечивает устойчивость, стабилизацию социуму, канализирует «массовое поведение» в соответствии с конституционными нормами и процедурами. В результате формируется прогнозируемое поведение, то есть по правилам, выработанным демократией.


Технологии социальной работы как наука.
Особенность технологии социальной работы как науки состоит в том, чтобы отслеживать основные тенденции, выявлять основные закономерности в развитии технологий социальной работы на современном этапе. Необходимо также выявлять тенденции и з ...

Гуманистический подход к пониманию человека
Гуманистическая линия в научной картине мира как явление культуры возникла в ответ на вторгшуюся в и подменившую собой культуру «милитаризацию» американского общества. «Две мировых войны, произошедшие за сравнительно короткое время, поста ...

Интеллектуальная эпоха
Поскольку интеллектуальная эпоха находится на начальном этапе формирования, то целесообразно проследить этот период у предшествующих эпох. Становление аграрного общества связано с историческим центром одомашивания животных и выведения кул ...

Поиск
Новое