Понятие и типология социальных общностей и групп
Страница 2

Социологическая информация » Социальные общества » Понятие и типология социальных общностей и групп

2. По численности: 1) диады (взаимодействие двух человек); 2) малые общности (включают от 3 до нескольких десятков человек); 3) большие общности (от сотен до тысяч человек); 4) суперобщности (включают десятки тысяч и миллионы человек); 5) все мировое сообщество.

3. По времени существования: 1) кратковременные (существуют от нескольких минут до нескольких часов: аудитория конкретного мероприятия, пассажиры междугороднего автобуса); 2) длительные (существуют от нескольких дней до нескольких лет: коллективы предприятий, воинские подразделения); 3) долговременные (существуют от нескольких десятилетий до веков и тысячелетий: территориальные, этнические общности, нации).

4. По плотности связей между индивидами: 1) тесно сплоченные (организации); 2) аморфные образования (болельщики футбольного клуба, любители пива).

5. По базовому системообразующему признаку: 1) территориальные (дальневосточная общность), 2) этнические (русские) (6), 3) демографические (молодежь, женщины), 4) культурные (субкультурные) и т.д.

Понятие социальной группы имеет в социологии несколько значений. В самом широком смысле оно охватывает общество в целом и даже все человечество. В более узком смысле это понятие используется тогда, когда внутри общества необходимо выделить подсистему, представляющую собой более или менее многочисленную совокупность взаимодействующих людей, осуществляющих совместную деятельность ради реализации определённых личных, коллективных и общественных интересов и целей.

Социальные группы отличаются большей устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности и сплочённости, а также вхождением в более широкие социальные объединения в качестве структурных единиц. Что же касается массовых социальных общностей, то для них обычно характерны бесструктурность, организационная аморфность, неустойчивость, недостаточная определённость границ и расплывчатость состава, неспособность выступать в качестве структурных элементов более широких социальных систем. Таковы, например, широкие экологические, политические и иные движения, массовые спортивные, филателистические, фотолюбительские и иные общественные объединения и т.д.

Изучение социальных групп имеет особое значение для социологии. Это связано с тем, что, в отличие от иных типов общностей, они оказывают на человека неизмеримо более сильное воздействие, формируют микросоциальную среду нашего существования в обществе.

Под социальной группой в социологии чаще всего понимают объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Признаки социальной группы: 1) наличие внутренней организации; 2) общая (групповая) цель деятельности; 3) групповые формы социального контроля; 4) образцы (модели) групповой деятельности; 5) интенсивные групповые взаимодействия.

Последний признак является важнейшей отличительной чертой социальной группы и проявляется: 1) в непосредственной мотивированности взаимодействий не личными потребностями, а интересами всей группы; 2) в институционализорованном характере этих взаимодействий. В свою очередь, институционализация социальных взаимодействий в группе проявляется: 1) в статусно-ролевом дифференцировании членов группы (каждый член группы занимает определенный статус внутри группы и выполняет соответствующие данному статусу роли); 2) в формировании устойчивой внутренней структуры (иерархии), обеспечивающей успешное функционирование группы; 3) в наличии формальных и неформальных отношений (групповых норм, традиций, обычаев).

Типология социальных групп:

1. По аскриптивному (предписанному от рождения) признаку: а) расовые; б) этнические; в) территориальные; г) родственные и т.п.

2. По статусному или профессиональному признаку: а) рабочие; б) служащие; в) предприниматели и т.п.

3. По целям деятельности: а) хозяйственные (трудовой коллектив); б) научно-исследовательские (коллектив ученых); в) политические (партия) и т.п.

4. По численности: а) малые, члены которых целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга; б) большие – группы, в которых люди чаще всего не только не знают друг друга, но и не имеют непосредственных контактов (социальные классы, слои, этносы, профессиональные группы и т.д.). Большие группы нередко называют общностями (этническая общность, профессиональная общность).

Страницы: 1 2 3


Виды социальной терапии
В соответствии с объектом воздействия выделяются следующие виды социальной терапии. 1. Индивидуальная, которая применяется в отношении отдельного человека, разрешение проблем которого требует конфиденциальности (сексуальное насилие, семе ...

Теоретическое обоснование проблем исследования ценностных ориентаций. Основные характеристики ценностей современного общества
Социологию ценности интересуют, прежде всего, как фактор, играющий определенную роль в регуляции социальных взаимодействий. Ценности выступают как: · желательное, предпочтительное для данного индивида, социальной общности, общества, т.е ...

Теоретические предпосылки анализа
Рост пространственной мобильности населения - один из важнейших феноменов современного мира. Он связан с экономическим развитием, возросшей скоростью и надежностью транспорта, демографическим давлением в отдельных странах мира, повышением ...

Поиск
Новое