Основоположник «социологии»
Основоположником социологии принято считать французского философа Огюста Конта (1798-1857). В своей важнейшей работе "Курс позитивной философии" (в 6-ти томах - 1830-1842), в опубликованном в 1839 г. 3-ем томе он впервые использовал термин "социология" и выдвинул задачу изучения общества на научной основе.
Истоки понимания причин возникновения социологии как самостоятельной науки об обществе неразрывно связаны с философской системой позитивизма, который, в свою очередь, возник на волне бурного развития естествознания (физики, химии, биологии) в конце XVIII - начале ХIХ вв.
Позитивизм по-своему трактовал понятие научного знания, считая научным только такое знание, которое основано на опыте. Именно эта претензия поставить учение об обществе на научную основу и явилась тем отправным фактом, который привел к формированию и развитию социологии.
Как же конкретно обосновывает О. Конт необходимость и возможность появления этой новой науки?
В системе О. Конта обоснование осуществляется на основе сформулированного им закона о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека и общества: теологической, метафизической, позитивной.
На первой, теологической стадии развития человеческого ума, которая продолжалась до 1300 г., человек объяснял все явления как результат действия многочисленных сверхъестественных сил. Такое знание об окружающем мире, с точки зрения позитивизма нельзя считать научным.
На второй, метафизической стадии, продолжавшейся, по мнению О. Конта с 1300 по 1800 г., люди отказываются от апелляции к сверхъестественному и пытаются всё объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций. Такое знание не может считаться научным, так как не опирается на эмпирически наблюдаемые данные. Задача второй стадии - критическая. Разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию - позитивную, или научную.
Суть новой стадии, которая началась с 1800 г., заключается в коренном преобразовании мыслительных ориентиров.
На этой стадии человек перестает оперировать абстрактными сущностями, отказывается раскрывать причины явлений и ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться между ними. Только такое знание, полученное в результате наблюдения связей между явлениями, знание опытное, наглядное, легко проверяемое и может быть названо подлинно научным.
О. Конт стремился к органическому синтезу наук, при котором их законы, хотя и связаны иерархически, не сводятся к простым законам физики. Он классифицировал науки по нескольким основаниям:
- историческому (по времени и последовательности возникновения);
- логическому (от абстрактного к конкретному);
- по сложности предмета исследования (от простого к сложному);
- по характеру связи с практикой.
Этнический и религиозный состав населения России
В Российской Федерации проживают представители свыше 160 национальностей. Численность свыше 1 млн. человек:
§ Русские - 115,87 млн. человек (79% жителей страны).
§ Татары - 5,56 млн. человек, (3,8% жителей страны)
§ Украинцы – 2,94 млн ...
Программа социологического исследования, ее структура
Любое социологическое исследование начинается с разработки программы. Программа представляет собой изложение общей концепции исследовательского проекта. Это научный документ, в котором содержатся методологические и процедурные основы иссл ...
Практические основы проблемы работы социального педагога с многодетной семьей. Анализ работы социального педагога с многодетной семьей в
условиях общеобразовательных учреждений
Анализ теоретических положений проблемы работы социального педагога с многодетной семьей показал, что современная семья как социальный институт находится в состоянии кризиса и нуждается в государственной поддержке. Многодетные семьи являю ...
