Глобальная система Интернет как вид электронной
коммуникацииСтраница 2
Примеры:
_асинхронная конференц-связь (conferencing):
- электронная почта (e-mail),
- Интернет форумы (Internet forum или message board) или электронная доска (BB, bulletin board),
- группы новостей (newsgroups),
- списки рассылки (mailing-lists);
_синхронная конференц-связь:
- быстрые сообщения (IM, Instant Messaging),
- чаты (chat rooms),
- видео конференции (video conferencing),
- голосовые конференции (voice conferencing),
- разделение данных (data conferencing или whiteboard),
- разделение приложений (application sharing),
- разделение рабочего стола (desktop sharing).
Письменная коммуникация теряет часть смыслоразличительных средств, присущих устной коммуникации - в первую очередь, интонацию, мимику и жесты (то есть именно те средства выражения, которые передают эмоциональный компонент par excellence). При этом сжатый, экономящий усилия и время отправителя виртуальный жанр не способствует детализации описания, присущей традиционной письменной речи - что могло бы хотя бы отчасти компенсировать отсутствие паравербальных средств. Поэтому роль компенсаторных механизмов (способствующих пониманию и экономии усилий получателя) выполняют «смайлики» - графические символы, получающиеся в текстовом режиме и кириллицы, и латиницы на обычной клавиатуре:
(2). 1. :-) - знак улыбки;
:-( - выражение неодобрения или печали;
;-) - означает подмигивание;
8-( - изумление в сочетании с печалью;
:*) - означает поцелуй
:-0 - означает крик.
Обобщая взгляды на электронную коммуникацию, некоторые исследователи составляют её «типологическую» модель, описывая этот феномен, исходя из следующих параметров:
- по признаку масштабности (массовая, групповая и внутриличностная);
- по признаку времени (краткая и неограниченная во времени, синхронная и асинхронная);
- по форме (письменная (текстовая и графическая) и устная (при наличии звукового модема));
- по каналу передачи (актуальная, виртуальная);
- по способу контакта (всегда опосредованная)[18].
Электронная коммуникация оказывает влияние все более возрастающее воздействие на политику и экономику. К настоящему уже сложился целый ряд структурно-функциональных составляющих электронного бизнеса (см. рис. 1.4)[19]:
Рис. 1.4. Функциональная структура электронного бизнеса
- электронная коммерция (e-commerce);
- электронные закупки (e-procurement);
- электронное обслуживание заказчиков (e-care for customers);
- электронное обслуживание деловых партнеров (e-care for Business Partners);
- электронное обслуживание служащих (e-care for employees);
- электронное обслуживание влиятельных лиц (e-care for influencers).[20]
Существуют различные классификации электронного бизнеса, но общепринятым стал подход, в рамках которого основу классификации составляет критерий установления электронных взаимоотношений (транзакций) между основными экономическими субъектами (агентами). Он включает в себя следующие виды:
«Предприятие - Предприятие» (B2B),
«Предприятие - Потребитель» (В2С),
«Потребитель - Потребитель» (С2С),
«Потребитель - Предприятие» (С2В),
«Предприятие - Правительство» (B2G) и др.
Принципиальное значение для развития мировой информационной коммуникационной сферы имело подписание 8 июля 2002 г. представителями стран «восьмерки» (G8) на о. Окинава Хартии Глобального информационного общества. Хартия наметила правовые, политические и технологические меры, которые призваны активизировать деятельность международного сообщества по формированию глобального информационного общества. На Всемирном Саммите по информационному обществу, проходившем в Женеве (2003 год) и в Тунисе (2005 год) было отмечено, что предоставляемая информация должна быть высококачественной, многообразной и надежной[21]. Как следует из документов ЮНЕСКО, «ни одно общество не может претендовать на то, что оно является подлинным обществом знаний, если хотя бы одна часть населения лишена доступа к знаниям и информации.[22]
В России принят ряд законодательных актов, регулирующих сферу информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Так, принята Федеральная целевая программа «Электронная Россия 2002-2010». Среди нормативных актов, способствующих развитию сферы ИКТ, важную роль играют: Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»[23], Федеральный закон от 4 июля 1996 года N 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене»[24], Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»[25], Постановление Правительства РФ от 12 января 1995 г. N 22 «Об основных направлениях культурного сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами»[26] и другие.
Практическое задание
Одним из направлений в современной западной социологии является направление «технологический детерминизм», представители которого считают, что главным фактором общественной жизни является уровень развития техники и технологий. Назовите вр ...
Практическое применение технологий социальной работы с многодетной семьей. Технологии социальной работы с семьей
Применительно к семьям различных категорий. Виды и формы социальной помощи, цель которых – сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в поддержке, можно разделить на:
1. экстренные, направле ...
Специфика понятий аудитория и публика
Публика — создается для распространения политики в местах сбора людей, наблюдающих за специально организованным зрелищем (концерт, спектакль, художественная выставка, религиозная служба и т. д.).
Публика выполняет функцию распространения ...