Оценка ситуации, сложившейся в 90- х годах XX века
Страница 2

Социологическая информация » Проблема бедности в работах российских авторов » Оценка ситуации, сложившейся в 90- х годах XX века

Еще одним негативным влиянием является приток миграционного населения в Россию из бывших союзных республик. Следствием данного процесса являются осложнение обеспечения населения продовольствием, жильем, а также осложнение проблемы безработицы.

Важной проблемой периода реформ является отток квалифицированных российских кадров за границу, лишающий страну молодых, талантливых специалистов.

В данных условиях, необходимо также помнить и войне в Чечне, которая также сказалась на уровне жизни населения. Как уже упоминалось выше , война играла роль утяжеляющего фактора, который усугублял и без того сложно положение внутри страны.

Парадоксально, но оценка ситуации 1900 – х годов единогласная – все авторы занимают отрицательную позицию по отношению к проводимым реформам. Все единогласно оценивают феномен бедности как социальное зло, а рост численности бедных, а также образование категории «новых бедных» с непродуманной политикой государства. Если ранее бедность считалась естественным спутником любого общества, то в 90- х годах массовое обнищание, резкий взлет показателей бедности таковым уже не считается. Бедность уже переступила допустимый порог, размер которого сложно определить.

В частности М. Можина пыталась разобраться в вопросе: «где проходит эта черта и что значит оказаться за ней»[20]. В качестве критерия определения черты бедности она выделяет прожиточный минимум, но в тоже время задается вопросом о целесообразности данного подхода в условиях экономической нестабильности, т.к. данный подход не может отражать реальное количество затрат. Учитывая это обстоятельство, а также ситуацию, сложившуюся внутри стран, автор предлагает за черту бедности принять соотношении «жизненных стандартов» 0,6:1, который будет отражать реальное содержание среднедушевого дохода.

Некоторые авторы также предлагают пути выхода из сложившейся ситуации. Так М. Можина рекомендует пути решения проблемы бедности, в частности путь адаптации, являющийся, на ее взгляд, эффективнее существующего метода индексации доходов. А.В. Марков рекомендует «ускорить реформирование налоговой системы, обеспечить приоритетное развитие потребительского производственного комплекса».

Поиск решений проблемы бедности характеризуется рядом трудностей. Таковой в первую очередь является оценка масштабов бедности. Так в частности Н.В. Чернина отмечает тот факт, что: «у российских граждан преобладает представление о прожиточном минимуме как о таком уровне дохода, который должен обеспечить социально приемлемый уровень жизни. Признаком бедности большинство россиян считают «нехватку средств на то, чтобы жить как большинство окружающих», и лишь приблизительно 1/5 респондентов воспринимает бедность как «нехватку средств на самое необходимое». [21] Более широкий круг проблем рисует С. Смирнов. Он выделяет такие аспекты как: несоответствие мониторинговых исследований данные официальной статистики, наличие в стране устойчивых групп бедных, увеличение социальной дифференциации, политика государства в сфере проведения реформ.[22] Установление прожиточного минимума политико-административным путем, не позволяет адекватно отразить феномен бедности.

Таким образом, можно говорить о том, что в публикациях преобладает негативная оценка ситуации, сложившейся в конце XX века. В первую очередь критике подвергается сама политика государства и пассивность его действий в ходе проведения всего цикла реформ 90-х. Такая серьезная перестройка общественного сознания, экономического и политического строя требует активной роли государства, прежде всего в сфере защиты населения, основной стратегией которой должно быть смягчения кризисных явлений.

Пассивная роль государства напрямую сказывается на социальном сознании населения. Отсутствие уверенности в завтрашнем дне, растущий уровень безработицы, отсутствие даже минимальных выплат, полное отсутствие социальных гарантий, паника, связанная с падением СССР – все это негативно сказывается на отношении народонаселения к власти. Прежде всего, это влечет за собой рост подозрительности и недоверия к государству и непринятие его политики.

Страницы: 1 2 3


Понятие и функции электронной коммуникации. «Коммуникация» как научная категория
Приступая к анализу такого сложного явления, как социальная коммуникация, следует определить сущность коммуникации, как феномена человеческой культуры. История научного познания коммуникации, как считают ученые, начинается еще с Античност ...

Национальный состав населения ЮФО
ЮФО включает 8 республик, 3 области и 2 края. Его площадь — 589 тыс. 200 кв. км. (3,45 % территории России) Республики: Адыгея , Дагестан , Ингушетия , Кабардино-Балкария , Калмыкия , Карачаево-Черкесия , Северная Осетия , Чеченск ...

Система социальной защиты населения РБ. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь как субъект управления
С организационно-управленческой точки зрения социальная защита населения Республики Беларусь представлена широкой сетью государственных и негосударственных органов и организаций различного уровня, аналитических и учебных центров и служб. ...

Поиск
Новое