Стратификация несовершеннолетних и молодежи в системе криминальной субкультуры
Страница 1

Социологическая информация » Молодежь в системе криминальной субкультуры » Стратификация несовершеннолетних и молодежи в системе криминальной субкультуры

Деление людей на иерархические группы (стратификация) существует в обществе в целом и внутри разных сообществ. Основания, по которым стратифицируются люди различны: социальное происхождение (деление людей на классы), возраст (возрастная классификация), образование, профессия и т.п.

Не составляют исключения и преступные сообщества, в которых люди стратифицируются по определенным категориям (слоям, кастам). Каждая из них живет своими законами, своей моралью. Преступные группы относятся к сообществам, стратификация в которых подчинена характеру и особенностям преступной деятельности. В условиях, когда преступность приобретает все более организованный, коррумпированный характер, большое значение приобретают деление людей по степени и характеру участия в преступной деятельности (покровитель в структуре официальной власти – «крестный отец», организатор, исполнители, группа прикрытия, сбытчики, скупщики и т.п.).

Деление на касты встречается не только в преступных группах на свободе, но и в местах социальной изоляции. Здесь оно особенно четко проявляется. Деление людей на иерархические группы имеет место в исправительных и воспитательных заведениях для несовершеннолетних в странах с разными социальными системами. Это свидетельствует о наличии общих черт субкультуры преступного мира.

Стратификация несовершеннолетних и молодежи в криминальной субкультуре, налагающая отпечаток на психологию личности, обладает следующими свойствами:

1. Жесткое деление на «своих» и «чужих», а также однозначное определение статусов и ролей несовершеннолетних и молодежи в учебных заведениях и в «своей» группе с однозначным определением прав и обязанностей: «кому что положено и что «не положено».

2. Социальное клейменение: использование благозвучных, возвышающих терминов, типа «хозяин», «директор», «шишка», «барин» «старшак», «босс», «авторитет», «автор» и др. для обозначения принадлежности несовершеннолетних и молодежи к высшим иерархическим группам. Чтобы обозначить принадлежность человека к низшим иерархическим группам используют менее благозвучные, а чаще - оскорбительные термины («шавка», «чушка», «крыса», «стукач», «обиженный» и др.). Сравнив для примера стратификацию в армии («дед», «черпак», «ворона», «дух», «обморок», «мясо»), можно утверждать, что стигматизация в криминальной субкультуре - непременное жесткое (даже жестокое) правило. Среди проституток, например, выделяют и стигматизируют центровых (валютных), периферийных, надомщиц, вокзальных, панельных и т.п. Термин определяет престиж и сферу деятельности проститутки. Соотнося употребляемый в отношении конкретной личности несовершеннолетнего или молодого человека термин, можно полно и правильно определить ее позицию и роль в криминальной группе, т.е. понять, «кто есть кто» и применить нужные меры воздействия на каждую «касту»: развенчать и пресечь деятельность «верхов», обеспечить надежную защиту «низам».

Зная жаргон несовершеннолетних и молодых правонарушителей и соотнося его с конкретной личностью, можно выявить новые аспекты групповой стратификации. Так, в одном спецПТУ воспитатели обратили внимание на то, что учащиеся стали иронически именовать «шишкой» подростка Н., который по всем признакам должен был быть отнесен к «помойкам». Оказалось, что «авторитеты», чтобы «не пачкаться» в обращении с «помойками», отвели ему роль «шишки» над «помойками». Но в глазах «чистых шишек» он все равно останется «помойкой». В бывшем Могилевском спецПТУ в этих же целях «помойки» делились на «старых» и «молодых». «Старые» лишаются прав в отношении «пацанов», но могут командовать «молодыми помойками».

Страницы: 1 2 3


Феноменологическая социология
Феноменологическая социология (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукманн) исходит из того положения, что восприятие мира и конкретных фактов зависит от того, как человек интерпретирует, определяет для себя те или иные события. Способ истолкования сит ...

Связи с общественностью как технология управления репутацией. Сущность, назначение и развитие PR – деятельности
Паблик Рилейшнз, РR (Public relations, PR) — разновидность маркетинга, заключающаяся в стимулировании спроса на товар определенной фирмы путем формирования благоприятного общественного мнения об организации и ее продукции в целом. Поняти ...

Средний класс и его роль в социальной структуре общества
Принадлежность социальному слою в рабовладельческом, кастовом и сословно-феодальном обществах фиксировалась официально-правовыми либо религиозными нормами. В дореволюционной России каждый человек знал, в каком сословии он состоит. Людей, ...

Поиск
Новое