Уровни социального изучения религии. Научное изучение религии
Страница 2

Социологическая информация » Социология религии » Уровни социального изучения религии. Научное изучение религии

Ключевым моментом предлагаемой учеными-социологами исследовательской модели выступает принцип диалога культур. Напряжение между различными эпицентрами культуры. Сосуществляющие в одном и том же социальном пространстве, объективно ставит их в ситуацию диалога. Для современного (модернистко-постмодернского) общества характерна проблема взаимодействия двух типов культурных традиции: светской, выступающим основным его репрезентантом и по этой причине практически отождествляется с ним, и религиозной, в значительной степени оттесненной на периферию культуры и общественного сознания, но сохраняющей в обществе авторитет и по-прежнему претендующее на духовное лидерство. Таким образом, наша формулировка общей проблемы исследования как «взаимодействия светской и религиозной культур» представляется не чем иным, как уточненным вариантом формулировки «взаимодействия религии и общества», который ведущий российский социолог-религиовед В.И. Гараджа определяет как центральную для социологии религии.

Такая тема терминов на первый взгляд может показаться малозначительной; однако в ней заключен принципиальный момент. Общая «болезнь» современной социологии религии состоит в ее монологичности. В ней по сей день продолжает господствовать парадигмальная установка, согласно которой научный социологический взгляд на мир «по умолчанию» основан на монологи светского мировоззрения, которое принимается за абсолютную и незыблемую (и потому почти нерефлексивную) систему отчета. Соответственно, религиозные феномены изучаемые в границах данной парадигмы, неизбежно проецируются на светскую мировоззренческую плоскость и редуцируются к светским аналогиям. Это значит, что научное видение реалий религиозного сознания и поведения ограничиваются тенденциозной точкой зрения, не позволяющая исследователю адекватно воспринимать сами эти реалии. Ему оказываются доступны лишь их виртуальные проекции, преломленные под углом зрения во многом иной мировоззренческой системы. Издержки, которые неизбежно сопутствуют такому исследовательскому подходу - потеря значительной части научной информации ввиду фактической иррелевантности содержания и структуры религиозного и светского «жизненных миров», а также опасность соскальзывания исследователя в идеологические крайности, такие как «научный атеизм» и его антипод, который можно назвать «наивным теологизмом».

Исходя из сказанного, исследователь, работающий монологической парадигме, вынужден в той или иной мере абсолютизировать относительное и, в силу этого искажает диалектику реального события.

Страницы: 1 2 


Социальное партнерство органов местного самоуправления с общественными и некоммерческими организациями по защите прав женщин
Органы местного самоуправления проводят в жизнь политику государства, так как ближе всех приближенны к населению. Не сложившаяся еще структура социальной политики государства, противоречивость законодательства и особенно социального недоф ...

Методические материалы по формированию установок толерантного сознания
Проанализировав работы учёных, ознакомившись с практикой формирования толерантности в Центре «Забота», мы приходим к выводу, что для усиления эффективности работы в данном направлении будет способствовать следующая система работы, включаю ...

Приложения
Приложение 1 Таблица 4 - Показатели неблагополучия семьи Критерии семейного неблагополучия Качественные показатели семейного неблагополучия Характеристика показателей семейного неблагополучия Структурные нарушения семьи ...

Поиск
Новое