Социальное положение и социальный статус женщин. Эволюция социального положения женщин
Страница 1

Социологическая информация » Положение и статус женщин с акцентом на экономический аспект » Социальное положение и социальный статус женщин. Эволюция социального положения женщин

В христианстве можно наблюдать, на первый взгляд, некоторый парадокс, - во Христе нет ни мужского пола, ни женского, но все и во всем – Христос, и в то же время – жена будет во всем покорна своему мужу. Интерпретации таких мест книг Нового Завета вызывали немалые разногласия в контексте «Женского вопроса» и однозначных позиций не имели.

Об истинной ценности женщины как члена общества, имеющего равные права с мужчиной, казалось бы, должны были вспомнить в эпоху Ренессанса и Реформации в Европе. Однако все ограничилось лишь тем, что женщина стала объектом эстетического поклонения, сохраняя при этом свое подчиненное положение.

Эпоха капитализма характеризуется наличием множества течений, точек зрения на место и роль женщины в обществе. Наполеон Бонапарт, создавший Новый кодекс, призывал к улучшению женского воспитания. Однако уделом женщин считал только рождение детей. Буржуазное общество породило множество домыслов о мнимой неполноценности женщин.

В настоящее время несколько изменили свое отношение к женщине представители духовенства. Папа Иоанн Павел II во время своего пребывания в Мексике летом 1990 г. выступил с проповедью, обращенной к женщинам. В течение двух часов глава Ватикана говорил о великой миссии женщин на Земле, делая, прежде всего, акцент на том, что она – мать, жена, хранительница домашнего очага. Он восхвалял роль семьи как ячейки любви и гармонии, как духовное начало общества. Осуждая упадок женского престижа, проституцию, супружескую неверность, Иоанн Павел II призывал к любви, как величайшему чувству, объединяющему людей. Заканчивая свое выступление, он призвал женщин помнить о своем великом предназначении – поддерживать огонь жизни на Земле.

Нельзя не отметить и определенные положительные сдвиги в отношении женщин в современных исламских государствах (Турция, Сирия, Алжир, Египет и др.), где поддерживается принцип равенства женщин в социально-экономической и культурной жизни. Женщина получает образование, профессиональную подготовку, участвует в общественной жизни, имеются женские организации.

Неоценимый вклад в изменение отношения к женщине внесли социалисты-утописты XIX в., особенно Фурье. Он писал в своей работе «Судьбы мира и человечества», что стремление сделать всех женщин домашними хозяйками говорит о порочности социального механизма. Он подвергал критике тех, кто утверждал, что женщина создана только для того, чтобы снимать накипь с горшка и чинить старые штаны. Фурье первому принадлежит мысль, что в каждом обществе степень эмансипации женщины есть естественное мерило общей эмансипации. Уровень цивилизованности общества находится в прямой зависимости от положения в нем женщин.

Сен-Симон придавал большое значение общественной деятельности женщины. В своем учении о «паре» он утверждал, что общественным деятелем является не отдельное лицо, а мужчина и женщина вместе, т. е. «пара». «Пара» имела право принимать высшее решение и вмешиваться в отношения мужчин и женщин в обществе.

Значительный вклад в определение роли места женщины в обществе внес А. Бебель. В своей книге «Женщина и социализм» он дал глубокий анализ путей социального освобождения женщин, необходимости ей заниматься творческой деятельностью. Она должна быть полезным и равноправным членом общества, наравне с мужчиной иметь возможность развиваться физически и умственно, требовать признания своих прав. Вот тогда она достигнет полного совершенства.

На таких же позициях стояли и русские революционные демократы. Объективно оценивая роль женщины в обществе, В. Белинский писал, что превосходство мужчин – мнимое. Н.Г. Чернышевский был поборником равенства мужчин и женщин. Его возмущало, что женщина занимает недостойное место в семье и обществе. Эти мысли о равенстве полов были далее развиты и использовались на практике представителями марксистской теории. Большое внимание проблеме эмансипации женщин уделяли Ф. Энгельс и В. И. Ленин, считая необходимым вовлекать их в общественное производство, изменять характер отношений в семье.

Противоположные точки зрения на роль женщины в обществе существуют и в настоящее время. Идут активные дискуссии о положении женщины как политика, лидера, хотя всем известно, что проведение в жизнь эгалитарной теории диктуется самой жизнью. Две трети общемировых затрат рабочего времени приходится на долю женщин, каждая третья семья в мире содержится женщиной. Тем не менее определились четыре точки зрения.

Страницы: 1 2


Типы стратификационных систем
Когда заходит речь об основных типах стратификационных систем, обычно дается описание кастовой, рабовладельческой, сословной и классовой дифференциации. При этом принято отождествлять их с историческими типами общественного устройства, на ...

Брачная структура населения
Брачн состояние чел-ка – это его положение по отнош к институту брака в соотв с законами и обычаями страны. Брачн стр-ра нас-я – это распред-е нас-я по брачн состоянию, обычно в сочетании с полом и возрастом. Единств источником инф-ии о б ...

Образование как социальный институт: понятие, его структура и функции
Социология образования − раздел социологической науки, который изучает закономерности функционирования образования как социального института (функции в обществе, взаимосвязь с другими институтами, социальную политику в области образ ...

Поиск
Новое