Психологическая социология конца XIX - начала XX в.
Страница 2

При всех различиях психологических направлений в западной социологии классического периода им, тем не менее, присущи и некоторые общие черты. И главное сходство состояло в том, что все они основывались на позициях психологического редукционизма, т.е. считали возможным сведение социальных явлений к действию тех или иных психических факторов.

В развитии тенденции психологизма в социологии много сделала ранняя американская социология. Лестер Уорд, одним из первых использовавший идею Спенсера о всеобщей эволюции и развитии общества как ее высшего этапа, пытался наполнить ее человеческим содержанием, т.е. представить процесс эволюции как "направленное развитие", в котором более важную роль играют психические (сознательные), а не чисто биологические факторы.

Другой американский социолог, современник Уорда, Франклин Гиддингс создавал задуманную им всеохватывающую социологическую систему на психологических основаниях. Именно психическое начало он рассматривал в качестве исходного момента в развитии социального организма. "Общество в первоначальном смысле слова, - отмечал Гиддингс, - означает сотоварищество, общую жизнь, ассоциацию, а все . социальные факты по природе своей - психические", в силу чего общество есть "психическое явление, обусловленное физическим процессом". Придерживаясь идеи психического эволюционизма, он считал, что в общественном развитии действуют две силы: сознательная и бессознательная. Поэтому главными факторами эволюции в его теории выступают, с одной стороны, объективно-природный, а с другой - субъективно-психологический.

Во второй половине 19 в. по мере изменения философской ориентации наблюдается ослабление рационалистических тенденций и в трактовке человеческого бытия. Формируется новая методологическая установка, согласно которой общественные явления осмысливаются в терминах неосознанных стремлений, инстинктов, импульсов. В социологии это получило развитие в теории инстинктивизма. Крупнейший представитель этого направления Уильям Мак-Дугалл, который считал социологию базисом всех социальных наук, основное место в своем учении отводил социально-психологической теории личности, в связи с чем он обратился к классификации социальных инстинктов, импульсов, эмоций. Поскольку инстинкты, как он считал, являются главной движущей силой поведения человека, то теоретической основой всех общественных дисциплин должна стать психология инстинкта.

Большое влияние на формирование и развитие психологических исследований в применении к социологии оказали французские социологи Габриэль Тард и Гюстав Лебон. Излишне психологизируя социологию, Тард обратил особое внимание на межиндивидуальное взаимодействие людей в поиске научно значимых фактов в сфере индивидуальной психики. Ядро его социологической теории составляли (законы подражания), т.е. он объяснял побуждения индивидов, а затем и весь процесс жизнедеятельности любого человеческого сообщества через стремление людей к подражанию. Лебон свои психологические исследования посвятил изучению поведения целых народов, больших масс людей. Проблемы толпы и расы занимали центральное место в его творчестве. Европейское общество, утверждал он на основании проделанного анализа, вступает в новый период своего развития - в "эру толпы", для которой характерно подавление воплощенного в личности разумного критического начала массовым иррациональным сознанием.

Для многих натуралистических концепций, как мы видели, биология тоже служила лишь методологическим образцом (органическая аналогия, принцип эволюции и т.п.), тогда как их содержательные предпосылки покоились на "житейской" психологии. Рождение экспериментальной психологии и ее институционализация в качестве самостоятельной дисциплины, независимой как от философии, так и от физиологии, высоко подняли ее научный престиж и способствовали экспансии психологизма в другие отрасли знания. Если в первой половине XIX в. психологию считали простой конкретизацией философии, то родоначальник экспериментальной психологии Вильгельм Вундт (1832-1920) пытается перевернуть это отношение, утверждая, что "вся наша философия - это современная психология".

Страницы: 1 2 3


ВИЧ-инфицирование несовершеннолетних как социальная проблема
В 80-х годах XX века ВИЧ-инфекция рассматривалась как довольно медленно распространяющаяся эпидемия среди определенных социальных групп общества, мало затрагивающая общую популяцию, и решить которую можно будет как минимум на протяжении о ...

Культура общества и субкультуры. Специфика молодежной субкультуры
В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура – это подкультура или культура в культуре. ...

Интерпретация результатов исследования
Поскольку форма ответов не регламентировалась, за исключением вопроса под № 5, то в полученных интервью встречаются ответы разной степени подробности, которые включают в себя совсем абсурдные и самые стереотипные версии. Наиболее сложным ...

Поиск
Новое