Возникновение и предпосылки психологического течения в социологии
Страница 2

Социологическая информация » Возникновение и предпосылки психологического течения в социологии » Возникновение и предпосылки психологического течения в социологии

Сопряженные процессы освоения новых проблемных полей, концептуально-методологические новации, расширение категориально-понятийного аппарата при относительной стабилизации его на основе психоаналитических ориентаций и соответствующего им глоссария позволяют полагать, что в настоящее время идет процесс формирования социологического неопсихологизма (Эриксон, Л. де Моз, Ф. Александер, Ш. Селесник и др.). В ходе формирования социологического неопсихологизма все более определенно проявляется интегральная функция социологического психологизма, позволяющая интерпретировать его как интегральную отрасль знания и социальной мысли.

Осознание необходимости обращения к психологическому материалу появилось в истории социальной мысли на ранних этапах её развития. Однако в контексте таких научных дисциплин, как этнография, история, право и, наконец, социология, она отчетливо проявилась на зрелом этапе их развития - к концу XIX века, когда ученые обратились к объяснению закономерностей социально-исторического развития. На психологические аспекты человеческой деятельности первыми обратили внимание философы в ходе разработки начал теории познания. Необходимость привлечения психологического материала стала осознаваться философами и другими обществоведами задолго до того, как психологизм в виде особой тенденции приобрел в социальных науках всеобъемлющий характер. Впервые в истории философской мысли взгляд на психологические явления как часть общего процесса развития высказал Аристотель в своем учении о душе. В выделенных им трех типах души - растительном, животном и разумном - был намечен социологический аспект в изучении явлений сознания, субъектом которого является человек как zoon politicon (общественное животное). Эта традиция получила свое дальнейшее развитие в европейской философской мысли.

В России задолго до появления социологии как самостоятельной науки философ А.И. Галич пытался совместить философскую и естественно-научную трактовки духовной жизни. Изложению своей психологической системы он предпосылал описание тела и его функций. Другой русский философ И.И. Давыдов, определяя ценность философии, подчеркивал, что именно в сфере философского знания формируется психология и логика Крупный русский философ и психолог М.М. Троицкий, один из создателей Московского Психологического Общества и основатель журнала "Вопросы философии и психологии", подчеркивал важное значение психологии как основы логики, этики, эстетики, философии права и других наук. Троицкий пытался построить социальные науки на принципах изучения коллективной психической жизни. Н.Я. Грот, считавший психологию истинной основой социальных наук, выдвинул положение о фундаментальном значении психологии для социологии. По его мнению обществу свойственны те же качества, что и любому психическому индивиду, следовательно, никакой разницы между психологией и социологией не существует. Социология, с его точки зрения, должна лишь обобщать психологические проявления личности. Психология чувств, ощущений и воли - вот истинная основа социологии по Гроту. В 40-е годы XIX столетия русский историк и правовед К.Д. Кавелин обратился к обоснованию принципов построения психологической науки на основе изучения психических свойств народов и одним из первых сформулировал принципы этнической психологии. (Важнейшие положения психологической теории этого ученого будут рассмотрены далее как имеющие важное значение для развития тенденции психологизма в социологии)

Потребность в обращении к психологической стороне социальных явлений возникает и в других науках о человеке: истории, политической экономии, этике, эстетике, правоведении. Усилению подобной тяги к психологии со стороны представителей социологии способствовал кризис натуралистических тенденций. Уже в первые десятилетия XIX века в преподавании истории психологическому элементу придавалось важное значение. Ученые считали, что если история помогает узнавать природу человека, то психологией определяется одна из главных точек зрения, с которой должны оцениваться исторические события. К анализу психологических аспектов исторических событий обращались видные русские историки, в частности, М.П. Погодин, уделявший большое внимание этническим особенностям русского народа и в связи с этим обращавший внимание на его психологические характеристики. Другому крупному историку, П.Н. Кудрявцеву, принадлежит постановка вопроса о значении психологического анализа в истории.

Страницы: 1 2 3


Организационно-управленческая деятельность как социальное явление: специфика взаимодействия с социальной политикой
Давно ни у кого не вызывает сомнения авторитетное утверждение о том, что с качеством организационно-управленческой деятельности неизменно связываются успехи или провалы в любой сфере человеческой жизнедеятельности, в любой стране, на любо ...

Подходы к решению глобальных проблем
Как и в первом, так и во втором докладе Римскому клубу главной причиной всех бед человечества называется быстрый рост населения планеты. Поэтому, считают авторы докладов, необходима эффективная политика контроля над ростом населения, дост ...

Микросоциология
Микросоциология обращает своё внимание, прежде всего, на поведение индивидов, на мотивы и смыслы, которые люди вкладывают во взаимодействие. Именно те смыслы, которые люди вкладывают в своё взаимодействие с другими людьми, с точки зрения ...

Поиск
Новое