Многовариантность общественного развития: источники и движущие силы
Страница 1

Социологическая информация » Общество как система » Многовариантность общественного развития: источники и движущие силы

Изменения в обществе связаны с непрерывным процессом его функционирования, постоянной деятельностью людей по удовлетворению своих насущных потребностей. В ходе повседневной деятельности более разнообразными становятся ее виды, постепенно совершенствуются навыки и способности людей. Помимо этих повседневных, относительно медленных изменений, в обществе происходят и более крупные изменения, источники которых находят либо в изменениях природных основ социальной жизни (Ш. Монтескье, А. Чижевский, Л. Гумилев), либо в изменениях производственных отношений, орудий труда, методов организации производства (К. Маркс, У. Ростоу), либо в изменениях культурных, духовных ценностей (Г. Гегель, П. Сорокин). Каждый из этих источников — природный, экономический, культурный — оказывал определенное воздействие на развитие общественной жизни, хотя их роль не всегда была равноценной.

Природные, экономические и культурные факторы теснейшим образом связаны между собой. Например, увеличение рождаемости (природно-биологический фактор) дает эффект и способствует быстрому развитию общества только при условии одновременного развития производства, образования, медицины. Изобретение и применение паровой машины в XVIII в. предопределили промышленную революцию, а затем вызвали новый тип индустриального общества с развитой промышленностью, буржуазией и пролетариатом. Развитие орудий труда, прогресс науки, техники, как убедительно показывает исторический опыт, изменяют все сферы общественной жизни, структуру различных общностей людей, их культуру и способ удовлетворения потребностей.

Велика и роль культуры, в том числе ее межнационального взаимодействия. Так, активный перенос в Японию в XX в. достижений науки из США и Западной Европы содействовал тому, что в сравнительно короткий исторический период Япония превратилась в одну из самых высокоразвитых стран мира. Истории известны и немало примеров противоположного характера, когда проводимая господствующими силами политика изоляционизма, недопущения в страну ни новых идей, ни новых товаров доводила могущественные государства до глубокого кризиса, упадка в результате устаревания социальных структур и институтов.

Движущей силой действий каждого человека или общества в целом как социальной системы является интерес. Содержание интереса определяется условиями жизни людей и их общностей, местом в системе общественных отношений. Интерес является реальной причиной социальных действий, событий, которые стоят за непосредственными мотивами, идеями индивидов. На основе общности интересов происходит объединение людей в социальные группы. Интересы людей чрезвычайно противоречивы, они выступают в виде материальных, социально-политических, моральных, духовных и других интересов и требований.

В жизни общества постоянно происходит нормативное оформление интересов, придание им социальной формы, определение способов их реализации. Система интересов как бы «встраивается» в социальное взаимодействие людей. В целом можно сказать, что движущие силы общественного развития — это деятельность людей, социальных групп и слоев, социальных общностей, в основе которой лежат определенные интересы, осуществляемая указанными социальными субъектами.

Существуют различные подходы к анализу мировой истории, в процессе которой идет развитие общества. Один из них — линейно-стадиальный или унитарно-стадиальный. Его суть заключается во взгляде, на всемирную историю как единый процесс поступательного развития человечества.

Своего наивысшего развития линейно-стадиальное понимание истории достигло в его марксистском, формационном варианте. Сам термин «формация» позаимствован Марксом из геологии. Этот термин охватывает сразу два среза человеческого общества — общество как процесс и как состояние, структуру системы отношений между людьми, подобно тому как мы, рассматривая формации земли, характеризуем не только ее определенное состояние, пласт, но и ее формирование. В советской общественной мысли формационный подход связывался с называвшейся марксистской концепцией общественно-экономических формаций. Всего выделяли пять формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую с ее первой фазой — социализмом. Но исторические взгляды самого Маркса были намного глубже и сложнее. Он находился в творческом поиске и, рассматривая формацию под разными углами зрения, употреблял различные определения: «историческая формация», «экономическая формация», «формации общественного производства». В соответствии с интерпретацией Марксом развития общества, в нем можно выделить три стадии:

Страницы: 1 2


Жизнь и этапы творческого пути
Питирим Александрович Сорокин – видный русско-американский социолог, один из крупнейших мыслителей ХХ века. Родился 21 января 1889 года в с.Турье Вологодской губернии. А.В. Липский и П.П. Кротов, в частности указывают: «… доподлинно узнат ...

Сущность явления безработицы
Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономи ...

Предмет права социального обеспечения
Как известно, предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграни ...

Поиск
Новое