Основные понятия и аспекты семьи.
Семья как социальный институтСтраница 1
Семья как социальный институт – это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, а также реализующего жизненно важные для общества функции по рождению, содержанию и социализации детей[1].
Семья – один из наиболее древних социальных институтов. Он возник в условиях первобытного общества и на разных ступенях общественного развития приобретал различные формы.
Формы семьи[2]:
1.Кровнородственная семья.
Существование этой формы приходится доказывать путём, основанной на непосредственно её проявлении. Будучи первой, после промискуитета и наиболее древней формой данного учреждения (низшая ступень дикости), она перестала существовать даже у самых отсталых дикарских племён. Эта система – малайская. Она выражает те отношения родства, которые должны были существовать в кровнородственной семье, и предполагает существование такой семьи для объяснения её собственного существования.
Совершенно очевидно, что малайская система не могла произойти от какой- либо другой уже существовавшей системы, так как нельзя себе представить какой-либо более элементарной системы. Таким образом, простота и точность этой системы обращает на себя внимание, прямо указывая на то, что групповой брак родных и двоюродных братьев и сестёр был источником, из которого эта система возникла. Можно вполне опустить, отмечает Морган, что малайская система получила своё начало в многобрачии кровных родственников, в том числе родных братьев и сестёр, что она действительно началась с брака между братьями и сёстрами и постепенно включала в свой круг двоюродных братьев и сестёр, по мере того как расширялся круг брачной системы. Если подробно рассмотреть данную систему родства, то не найдётся различия между родством по крови и по свойству, то есть оно не проводится. Например, на Сандвичевых островах брак между братьями и сёстрами сохранился в качестве пережитка кровнородственной семьи при пуналуальной семье. Вкратце коснувшись «девяти степеней родства китайцев», исследователь отмечает, что она показывает, что в то время, когда образовались эти степени родства, у китайцев существовала пуналуальная семья, необходимой предшественницей которой была кровнородственная семья.
Кровнородственная семья была первой организованной формой общества, она, несомненно, представляла улучшение предшествовавшего неорганизованного состояния, каково бы оно ни было. От этой формы семьи можно начинать историю человеческого прогресса, факторами которого является развитие домашних учреждений, изобретений и открытий.
2.Пуналуальная семья.
Переход к пуналуальной семье был вызван постепенным исключением родных братьев и сестёр из брачных отношений. Главный фактор, который толкнул происхождение новой формы семьи, это родовая организация. На основе исследований Льюис Морган делает вывод, что во всех человеческих племенах, обладавших родовой организацией, в прошлом господствовала классовая организация. Учёный смог найти зачаток рода в австралийских классах и в гавайских группах. В австралийских классах было замечено два основных правила рода, а именно: запрещение брака между братьями и сёстрами и счёт происхождения по женской линии. Рассматривая ниже гавайские семьи, также найдётся зачаток рода.
Общество как социальная система, его характерные черты и
особенности
Общество − это не любая механическая совокупность людей, а такое их объединение, в рамках которого происходит более или менее постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние и взаимодействие этих людей.
Общество неоднородн ...
Государственное учреждение права как один из
социальных институтов: нормы и санкции, персонал и нормативное обеспечение
деятельности
Социальные нормы — это предписания, которые являются общими указаниями для социального действия.
Социальные нормы находятся в сложных отношениях с действиями. Реальное поведение далеко не всегда соответствует нормам, а социальные нормы — ...
Формирование общественного мнения. Средства
манипулирования общественным мнением
Формирование общественного мнения осуществляется стихийно и сознательно. Эволюция и развитие общественного мнения начинается с установления семейного очага, образования клана и племени.
Если раньше до образования этих союзов действиями ч ...