Эпохальный подход
Страница 1

Эпохальность нового общества просматривается в проведенных исследований за прошедшие полвека. Экономическое формирование новой эпохи отмечается выделением новой сферы хозяйственной деятельности (можно рассматривать как очередное разделение труда) – образование информационной сферы деятельности. Формируется новый социальный класс – технократы из интеллигенции; распространение продюсеров, которые регулируют и финансовые, и административные, и юридические аспекты жизнедеятельности уже не только в системе развлечений. Идеологической основой современных нововведений становятся фундаментальные исследования, опирающиеся на теоретическое обоснование. Поэтому, рассмотрение вопросов образования нового общества в современных условиях должно рассматриваться с позиций эпохального подхода.

В настоящее время эпохальный подход к историческому развитию общества является наиболее развитым и плодотворным для объяснения реальности и практического применения.

Во-первых, следует рассмотреть археологический подход

, связывающий историческое развитие общества с биологическим. Археология, изучая историю по вещественным останкам прошлого человека, выделяет следующие основные периоды

социального развития как характерные культуры для определенных территорий, времени существования людей и их этнической принадлежности:

палеолит – 9 - 5 млн. лет, австралопитеки как прелюдии;

мезолит – 2 -1 млн. лет, человек умелый, каменные орудия труда;

неолит – палеолит – 1 млн. – 100 тыс. лет, анхантропы прямоходящие;

бронзовый век – 100 – 10 тыс. лет, палеоантропы, осваивающие аграрное производство;

железный век - 40 тыс. лет – неоантроты, переход к цивилизации.

Не смотря на существование других представлений о развитии людей от божественного сотворения человека на Земле до космического постоянства существования жизни и ее переноса во вселенной, со времен Аристотеля (IV век до н.э.) и Лукреция Кара (III столетие н.э.) исходили из естественного происхождения человека и четко выделяли эпохи социального саморазвития. Желательно было бы на археологических материалах и изучения оставшихся представлений у современных традиционных племен отразить миллионы лет существовавший деревянный век, чтобы отделить собственно первобытную эпоху социального развития от второбытной с ее луками, стрелами и вообще инструментальной уже составной техникой; и само название «первобытный строй» по цифровому признаку указывает на недопонимание его сути.

Антропологический подход

к периодизации исторического развития общества более конкретно ориентируется на изучении изменения самого человека как биологического вида – физическая антропология, и в последе время обособившихся направлений на исследование социальных и культурных аспектов развития общества в целом. Используя развитые средства биологической науки для изучения исторического материала вплоть до анализа ДНК и эпохального изменения групп крови у людей антропологи имеют возможность более подробно осветить историю общества, выделяя не только циклы социального развития, но и фазы отдельных эпохальных изменений.

Рассматривая эпохальные подходы, следует отметить, что при попытке полностью охватить все составляющие компоненты развитая классификация обычно сталкивается с проблемой начала и конца рассматриваемого перечня компонентов. Эта проблема стоит даже в досконально изученной системе химических элементов, поэтому специалисты иногда заведомо ограничиваются некоторой наиболее исследованной серединкой проверенных фактов для построения практических выводов. Так обычно возникают ограниченные классификации и в том числе эпохальных социальных изменений типа: дикость, варварство, цивилизация, что приписывается как открытие специалистам XIX века (А.Фергюсон, Л. Морган), хотя эти представления известны еще со времен древней Греции. И в настоящее время имеется ряд имеющих отношение к эпохальным подходов к обоснованию нового в социальном развитии. Так предлагается выделение доидустриального, индустриального и постиндустриального периодов развития общества (Д. Белл), что можно рассматривать как «первая», «вторая» и «третья» волны цивилизации (О. Тофлер) или премодернисткое, модернисткое и постмодернисткое общество (С. Крук, С. Лэшу). Эти подходы также позволили углубленно исследовать проблемы новой эпохи.

Страницы: 1 2 3


Влияние идеологии на общество
Посредством информационно-идеологических воздействий могут вестись необъявленные, часто невидимые миру войны. Это осознали еще в глубокой древности. В современных условиях наибольший опыт в их использовании накоплен США. Информационно-иде ...

Проблема измерения социального капитала регионального сообщества
Неоднозначность трактовки понятия социального капитала в современной науке приводит к невозможности полного его измерения. Исследования, проводимые как в России, так и за рубежом не имеют единого основания и методологии исследования, отсу ...

Личность как субъект политики
Что такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего, провести разграничение понятий “человек”, “индивид”, “личность”. Понятие “человек” употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качест ...

Поиск
Новое