Деньги - не средство, а цель жизни
Страница 4

Социологическая информация » Деньги - не средство, а цель жизни

Лишь развитый капитализм с его рационализмом, подчинившим все аспекты человеческой жизни росту материального богатства смог создать достойные условия жизни для многомиллионных масс, которые до этого существовали в условиях унижающей нищеты.

Америка начиналась как рыночное общество и, за почти два столетия, сумела ввести рыночные ценности во все формы человеческих отношений, она их очеловечила, если считать, что рационализм, такое же органически присущее человеку качество, как и спонтанность, и непосредственность чувств. Деньги превратились в самый мощный инструмент рационализации всех аспектов деловой жизни и всех форм человеческих отношений, сделавшие Америку самой богатой страной мира.

Культура денежных отношений в США существует почти два столетия. Она в течении времени приобретала все более цивилизованные, благопристойные формы, в их создании участвовало все общество, все его институты. Это культура общественного договора, консенсуса, всеобщего согласия, в котором деньги выполняют роль регулятора, жироскопа, удерживающего баланс.

Сегодня весь мир становится Америкой. Российская либеральная интеллигенция в 19-ом веке видела в Америке образец для подражания. Россия всегда хотела быть Америкой, в ХХI-м веке она ею становится, и несмотря на всю антиамериканскую пропаганду, для современной России Америка остается идеалом, по крайней мере, для управляющего класса и интеллигенции. Сегодня и Китай хочет стать Америкой.

Но демократизм экономических отношений без сложной общественной инфраструктуры, без бюрократизации, т.е. рационализации всех форм общественной жизни, развитого законодательства и воспитания норм индивидуального поведения, которые создавались в Европе и Америке в течении столетий, проходит в современной России в атмосфере стихии бесконтрольного базара, где хозяйничает криминальный элемент вместе с представителями власти. Деньги вырвались из-под общественного контроля, так как нормативные инструменты развитой экономики отсутствуют. В стихии базара норм и цен не существует, есть лишь столкновение интересов в данный момент, в котором стоимость определяется лишь тем, на чьей стороне в данный момент сила.

Запад же постепенно подменял стихийность отношений между людьми отношениями регулируемые деньгами, законами рынка, создавал сложное законодательство и многослойную инфраструктуру общества внутри сетки взаимосвязанных экономики, культуры, пропаганды и системы образования.

Россия, также как и другие страны развивающегося мира, пройдет свой путь от стихии базара к урегулированному рынку. В России, также как и на Западе, расплывчатые традиционные гуманистические ценности будут оцениваться в терминах рынка, в системе цен.

На людском рынке, который в Штатах принято называть «personality market», прейскуранта цен нет, но есть общее представление о том, что сколько стоит. Несмотря на сложность определения, сколько стоят в денежном выражении человеческие чувства, те или иные формы привязанности, обязательства друг перед другом, они, тем не менее, введены в более или менее твердые рамки. Цены на рынке человеческих отношений выработаны практикой. Денежные отношения обозначают точные границы и формы всех видов неопределенных и постоянно меняющихся чувств, возникающих между людьми. Брачный союз, основанный только на чувстве любви, приводит к трагедии, когда это чувство притупляется или исчезает. Материальная сторона отношений становится инструментом войны между охладевшими друг к другу супругами. Брачный контракт, оговаривающий все стороны материальных претензий, переводит неопределенность страстей и претензий, основанных на чувствах, в четкие параметры денежных оценок.

Отношения между друзьями, ведущими общее дело, может превратиться в испепеляющую ненависть, при малейшем подозрении на невыполнение неопределенных, построенных только на чувстве симпатии друг к другу, обязательств. Эмоциональные отношения между родителями и детьми также несут в себе зерна часто неразрешимых конфликтов.

Рыночная цивилизация сумела ввести многие формы отношений, раньше строившихся на моральных нормах, на симпатиях и антипатиях, любви-ненависти, в русло четких экономических норм, формулируемых традицией и законом.

Старую, уходящую цивилизацию было принято называть гуманистической, так как ее эпицентром был сам человек с его внешней и внутренней жизнью, с его радостями и муками, со всеми его страстями, в которых проявлялось богатство его чувств, эмоций, мыслей. Увеличение этого богатства было целью и смыслом существования гуманистической цивилизации.

Новая цивилизация, новая культура жизни, культура денег, в ней человек интересен только тем, сколько материальных богатств он создает.

В новой цивилизации экономика преобразовывает хаос, стихию жизни в рациональный порядок, в котором бескорыстные формы отношений, построенные на чувствах, эмоциях, выглядят безнадежным атавизмом, лишь напоминанием об уходящей или ушедшей в прошлое иррациональной эпохе. Человечество прощается с туманными духовными, гуманистическими идеалами прошлого в процессе строительства нового общества, где человек лишь инструмент, которым создается богатый материальный мир, и человек в нем не хозяин, а лишь его часть. В этой системе хозяином являются деньги, это они строят новый порядок жизни, тотальный порядок.

Страницы: 1 2 3 4 


Воздействие норм
Рассмотрим сам механизм воздействия норм на возможное поведение участников конфликта. Правовая норма, как и любая другая социальная норма, воздействует на поведение людей по нескольким каналам (или линиям). Во – первых, она оказывает инфо ...

Технологии социальной работы как учебной дисциплины.
Когда социальная работа выступает в форме цикла учебных дисциплин, ее технологии являют собой не только знания, но и умения информационного и обучающего характера. В учебном процессе по подготовке работников в сфере социальной работы обра ...

Гуманистический подход к пониманию человека
Гуманистическая линия в научной картине мира как явление культуры возникла в ответ на вторгшуюся в и подменившую собой культуру «милитаризацию» американского общества. «Две мировых войны, произошедшие за сравнительно короткое время, поста ...

Поиск
Новое