Социология как наука об обществе

Социологическая информация » Социология как наука об обществе

Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т.п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем, все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь от других наук и от

понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Но современное общество – не механическое соединение различных механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и есть социология – наука об обществе.

Социология (от лат.societas – общество и греч.logos – слово, понятие учение) – наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, различных социальных общностей и социальных отношений между ними.

Впервые понятие «социология» введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но стечением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к середине XIXв. Потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений. И в ответ на потребности формирования гражданского общества возникает социология.

С попыткой выделить социальное в узком смысле слова, т.е. внутри самого общества отличить социальные отношения от экономических, политических и других, связано формирование различных предметных областей социологии. Так возникло целое семейство социологий – труда, образования, политики, семьи и других социальных институтов и процессов. Появились социологические теории так называемого среднего уровня, которые с одной стороны, были связаны с общесоциальной теорией, а с другой – опирались на материал, собранный в эмпирических исследованиях. Особой формой социологического знания являются методика, техника и организация социологических исследований.

В связи с этим распространяется представление о трехуровневой структуре социологии: общесоциологическая теория, специальные (частные) социологические теории, эмпирические социологические исследования. Затем в 80-х годах ХХ столетия укореняется понимание социологии как науки о социальных отношениях, механизмах и закономерностях функционирования и развития социальных общностей.

Выделяются общности разного типа и уровня: само общество как целостный социальный организм; социальные общности, основанные на социально-статусном различии их членов (классовые); общности, обусловленные общественным разделением труда (социально-профессиональные); возникающие на базе культурно-исторической самобытности (народы и нации); территориально-региональные и поселенческие; общности по родственным связям, сходству стадий жизненного цикла (семейные, половозрастные) и многочисленные общности, связанные единством целенаправленной деятельности (от организаций до малых социальных групп). При этом исследуется совокупность социальных общностей, их взаимодействие, организация, система социальных институтов социальных отношений.

Предметом социологии являются также личность как субъект и продукт общественных отношений, закономерности социальных действий и массового поведения людей. Необходимо указать на сложности в определении предмета социологии, что связано с тем, что предмет социологии изменялся с течением времени. «Для лучшего понимания существа предмета социологии важно представить общество как структуру, т.е. не как простое скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а как целое, состоящее из определенным образом расположенных упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в строго указанных границах. Эти части могут включать в себя как простейшие элементы, каковыми являются отдельные личности, так и совокупности этих элементов, или социальные общности, объединенные по определенным признакам».

Дискуссионной является проблема социального в узком смысле слова: оно трактуется то как специфический вид общественных отношений, то как особый аспект всех иных отношений (социально-экономических, социально-политических, социально-психологических и т.д.). В последнее время формируется понимание социального как способа взаимосвязи между субъектами деятельности по поводу становления и изменения статусов этих субъектов в обществе как целостной системе, что отчасти снимает различие упомянутых подходов. По сути, речь идет о состоянии социальных отношений как главной характеристики общества, являющихся одновременно особым видом общественных отношений, сущностью их совокупности.

Конкретизация предмета социологии поставила вопрос о соотношении социологии с другими общественными науками. В период, когда социология находилась в поисках своего предмета, обнаружились ее тесные контакты с антропологией, биологией, психологией, экономикой, историей, этнографией, географией, правовыми науками, которые остаются традиционными и получают новые импульсы с развитием указанных дисциплин. Устойчивые функциональные связи, носящие нередко методологический характер, установились между социологией и статистикой, прикладной математикой, логикой, семиотикой, лингвистикой. Наконец, нарастание практических приложений социологии актуализирует ее взаимосвязь с этикой, эстетикой, медициной, педагогикой, теорией организации и управления, другими отраслями науки, имеющими развитую нормативную основу. Междисциплинарные взаимодействия приводят к выдвижению программ новых пограничных наук: экономической социологии, социальной экологии и др. В связи с включением социологии в общий контекст междисциплинарных связей растет ее методологическая роль. Обогащается методическая оснащенность, возникает возможность комплексного подхода к изучению социальных проблем.


Исследование особенностей социальной политики в специализированных коррекционных школах-интернатах. Обоснование программы и методов исследования особенностей социальной политики в специализированных
Исследование особенностей социальной политики в специализированных коррекционных школах-интернатах проводилось на базе Самарской школы-интерната для глухих № 4. Образование специализированной коррекционной школы-интерната для глухих дете ...

Половой и возрастной состав населения мира и России
Половая структура – соотношение числа М и Ж. Половая структура складывается под влиянием 3х основных факторов: · Соотношение полов среди новорожденных · Половые различия в смертности · Половые различия в интенсивности миграций Факторы ...

Виды социальных изменений
Открытие - это разделяемое многими людьми восприятие аспекта реальности, ранее неизвестного. Человек открывает принцип рычага, циркуляцию крови или условный рефлекс. Открытие добавляет новую черту в запасы знаний, проверенных людьми, вос ...

Поиск
Новое