Заключение

Да, теория Маркса была не совершенна, может возникнуть вопрос является ли он великим ученым или «популистом», стремящимся создать себе популярность раздачей невыполнимых обещаний всем тем, кто недоволен своим общественным положением? Но было бы несправедливо не замечать значительных его заслуг перед социологией.

По мнению социологов всех идейных направлений, никто в истории общественной мысли столь определенно как К. Маркс не подчеркивал, что источником социального развития выступает борьба между антагонистическими общественными классами. По Марксу, классы возникают и противоборствуют на основе различного положения и различных ролей, выполняемых индивидами в производственной структуре общества.

Никто до Маркса не давал столь глубокого обоснования классовой структуры общества, выводя ее из фундаментального анализа всей системы экономических отношений. Никто до него не давал столь всестороннего раскрытия классовых отношений, механизма эксплуатации в том капиталистическом обществе, которое существовало в его время. Поэтому в большинстве современных работ по проблемам социального неравенства, стратификации и классовой дифференциации в равной мере и у сторонников марксизма, и у авторов, далеких от позиций К. Маркса, дается разбор его теории классов.

Созданная Марксом философия существенно отличается от традиционных доктрин, систем и учений. Этим отличием является теснейшее содержательное единство философских идей с политико- экономической и научно- социальной сторонами марксистского мировоззрения. Высшая цель марксизма – разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества.

Трагедия Маркса - исследователя состояла в том, что созданная им социально-экономическая теория объединяет в единое целое несовместимые альтернативы. При анализе каждой из альтернатив Маркс проявляет себя незаурядным исследователем, вносящим вклад в развитие экономической мысли. Однако пользоваться его теорией как целым опасно, поскольку это целое ложно (логически несовместимое, как утверждает логика, не просто ложно, оно необходимо ложно). А из логически ложной теории можно получить, не совершая при этом никаких логических ошибок, любые (какие хочешь) утверждения, что было известно уже древним софистам. Этим и занимались впоследствии марксисты, пока не обнаружилось, что теория Маркса бессильна, потому что она ложна.

Отмеченные «прорехи» в учении Маркса нельзя объяснить недостатком его научной проницательности, так как Маркс обладал выдающимися исследовательскими способностями. Скорее всего, их появление вызвано тем, что он хотел быть не просто ученым, а пророком, вещающим неведомую остальным Истину.

[1] Бем-Баверк О. «Критика теории Маркса» - М.: Социум, 2002 – 105 с.

[2] Ленин В.И. “Карл Маркс (Краткий биографический очерк с изложением марксизма)” М: Издательство политической литературы, 1984 – 244 с.

[3] Ленин В.И. “Карл Маркс (Краткий биографический очерк с изложением марксизма)” М: Издательство политической литературы, 1984 – 248 с.

[4] Бем-Баверк О. «Критика теории Маркса» - М.: Социум, 2002 – 88 с.

[5] Осипов Г. В., Тульчинский М. Р., Кабыща А. В. и др. «Социология», учебник для высших учебных заведений – М.: Наука, 2002 – 105 с.

[6] Уин Ф. «Карл Маркс.» – М.: АСТ (Историческая библиотека)., 2003 – 322 с.

[7] Уин Ф. «Карл Маркс.» – М.: АСТ (Историческая библиотека)., 2003 – 335 с.

[8] Бем-Баверк О. «Критика теории Маркса» - М.: Социум, 2002 – 147 с.

[9] Каутский К. «К критике теории и практики марксизма» - М.: Юнити, 2003 – 154 с.

[10] Бем-Баверк О. «Критика теории Маркса» - М.: Социум, 2002 – 155 с.


Стратификация несовершеннолетних и молодежи в системе криминальной субкультуры
Деление людей на иерархические группы (стратификация) существует в обществе в целом и внутри разных сообществ. Основания, по которым стратифицируются люди различны: социальное происхождение (деление людей на классы), возраст (возрастная к ...

Роль моды в социально-групповой идентификации студентов
Л.В. Петров определяет идентификацию как «исходную точку моды». Социальное воздействие моды на идентификационные процессы социальной группы студенчества реализуется через осуществление ей своих функций в молодежной среде. Поэтому в интере ...

Практическое применение технологий социальной работы с многодетной семьей. Технологии социальной работы с семьей
Применительно к семьям различных категорий. Виды и формы социальной помощи, цель которых – сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в поддержке, можно разделить на: 1. экстренные, направле ...

Поиск
Новое