Теоретический анализ психосоциальных факторов, влияющих на стабильность
молодой семьи. Основные неблагоприятные социально-психологические
факторы, влияющие на стабильность межличностных взаимоотношеСтраница 3
2
. Неразрешимая и особенно острая для большинства молодых семей проблема – жилищная неустроенность, отсутствие собственного жилья. Большинство специалистов – семьеведов, да и жизненный опыт многих людей подтверждают мысль о том, что первой предпосылкой успешного развития семейных отношений является наличие отдельного пространства для совместного проживания супругов. Смысл и назначение жилища заключается прежде всего в том, что именно здесь практически реализуется вновь возникшее сообщество двух людей противоположного пола, именно здесь они осуществляют физическую и духовную частную жизнь, удовлетворяют свои интимные потребности. Квартира или хотя бы отдельная комната является необходимым условием для нормального развития супружеской жизни.
Многие молодые семьи не имеют собственного жилья и не имеют возможности его приобретения. В связи с этим вынуждены жить либо каждый со своими родителями, либо в общежитиях, либо с родителями одного из супругов, ведя совместное хозяйство вместе с ними. Зацепин [14] отмечает, что подобные варианты могут быть приемлемы лишь в том случае, если предвидится разрешение жилищной проблемы молодоженов в ближайшем будущем. Но и в этом случае подобный выход из ситуации имеет больше отрицательных последствий, чем положительных. Совместное проживание вместе с родителями на первый взгляд, отмечает Шнейдер [49], имеет определенные преимущества: оплата жилья, питания, помощь по дому, поддержка в трудных жизненных ситуациях, помощь в уходе за ребенком. Но, по словам Целуйко [45], «плата» за эту помощь бывает высокой. Во-первых, жилищные условия часто не пригодны для проживания в одной квартире двух семей (бывает трудно выделить молодой семье изолированную комнату). Во-вторых, могу возникнуть сложности совмещения жизненного уклада разных поколений. В-третьих, молодой супруг, в родительской семье которого находит «приют» новая семья, не приучается к самостоятельности, перекладывает семейные проблемы на плечи родителей. В-четвертых, возможно вмешательство родителей во взаимоотношения молодоженов, что в конечном итоге может привести к конфликтам и распаду брачной пары. Проблема в данном случае состоит в том, сто родители даже после заключения брака их детьми продолжают видеть в своём сыне или дочери ребенка, пытаются руководить молодоженами, навязывать им свою точку зрения. Ситуация осложняется тем, что, например, молодая жена хочет видеть в своём супруге мужчину, который был бы способен решать проблемы, связанные с жизнедеятельностью семьи, да и обеспечить семью материально. Но при совместном проживании с родителями молодой муж редко может проявить такие свои качества. Кроме того, молодой женщине не доставляет удовольствия смотреть, как её мужа, отца её ребенка отчитывают, как, по выражению Целуйко, проштрафившегося школьника. Другая ситуация – когда свекровь считает своим долгом научить свою невестку «как надо жить».
Одной из характерных социально-психологических трудностей с которой сталкиваются большинство молодых семей, живущих с родителями–это несогласие родителей. Как, отмечает Шнейдер [49], причины несогласия не всегда осознаются, но часто имеют реальную основу. Большинство родителей желают, что бы брак их детей был удачным, поэтому не одобряют, необдуманного и поспешного решения вступления в брак. Таким образом, они заботятся о стабильности будущей семьи, о ее способности выполнять все семейные функции. Родители, с точки зрения Шнейдер, вместо обсуждения выражают слабо аргументированное категорическое несогласие, что осложняет взаимоотношение молодых супругов и близких им людей. Существует также психологическая зависимость молодых от родителей. Это выражается, по словам Шнейдер, в попытках руководствоваться установками родителей, а не своими потребностями и решениями. Эту зависимость детей поддерживает чувство небезопасности родителей, которое толкает их постоянно контролировать детей и сопротивляться их самостоятельности. Контроль усиливает и осложняет психологические проблемы взрослых детей, в частности свойственное многим молодым людям противоречие отношений к автономии, желание пользоваться опекой в одних областях семейной жизни и быть самостоятельным в других. Данное противоречие, по результатам исследований Навайтис [28], отчетливо проявляется в отношении молодых супругов к материальной помощи со стороны родителей: 75% опрошенных молодых людей придерживаются мнения, что молодым супругам не нужна помощь старшего поколения в решении вопросов общения в молодой семье, и только 10% высказалось за полную материальную независимость молодых семей от родителей. Таким образом, по мнению Шнейдер [49], начальная установка предполагает и помощь и невмешательство со стороны родителей в жизнь молодой семьи. Реализация подобной установки достаточно проблематична.
Как пишет Холостова [39], статистика свидетельствует, что, если старшие члены семьи не одобряют выбор брачного партера дочери или сына, то сложившиеся недоброжелательные отношения влияют на дальнейшую судьбу молодой семьи, увеличивают опасность её распада. Как отмечает Григорьев С.И. [5] сложность первых пяти лет брака обуславливается не только тем, что идет сложная работа по переоценке личностных качеств друг друга, выработка механизма регулирования семейных отношений, но и тем, молодая семья «врастает» в генетическую родительскую. В частности такая сложная разнопоколенная семья переживает в первые пять лет период противоречий и конфликтов, как между поколениями, так и внутри каждого поколения. Это является одной из причин того, что наибольшее число разводов приходится на первые четыре года совместной жизни супругов – 33,9% от общего числа разводов.
Словарь социологических понятий.
1. Социология молодежи – область социологии, изучающая поведение социально-демографической группы, находящейся на переходной стадии, переживающей важный этап семейной и внесемейной социализации, интернализации норм и ценностей, складывани ...
Роль моды в социально-групповой идентификации студентов
Л.В. Петров определяет идентификацию как «исходную точку моды». Социальное воздействие моды на идентификационные процессы социальной группы студенчества реализуется через осуществление ей своих функций в молодежной среде. Поэтому в интере ...
Культура общества и субкультуры. Специфика молодежной
субкультуры
В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура – это подкультура или культура в культуре.
...