Причины межнациональных конфликтов
Страница 1

За последние годы в различных частях света полыхало пламя более 40 вооруженных конфликтов: в Югославии, Анголе, Сомали, Грузии, Армении, Афганистане, Таджикистане, Северо-Кавказском регионе России и других. Абсолютное большинство конфликтов носит межнациональный характер. Они развёртывались на территории одной или нескольких стран, переходя нередко в полномасштабные современные войны. Многие из них осложнялись религиозными и клановыми противоречиями. Некоторые тянутся столетиями, как, например, ближневосточный конфликт между евреями и арабами, закавказский конфликт между армянами и турками. Первопричины длящихся конфликтов часто стираются временем, уходят в подсознание и выражаясь в труднообъяснимой почти патологической национальной нетерпимости. Непосредственными причинами периодически возобновляющихся столкновений обычно выступают ближайшие «несправедливости». Ставя в кавычки это слово, я имею в виду то, что в большинстве межнациональных конфликтов справедливого решения для всех враждующих сторон объективно не существует, так как каждая руководствуется своей правдой, своими историческими периодами, событиями, фактами.

Так конфликтные ситуации в странах, образованных на территории бывшего СССР, обусловлены многими причинами. Например такими как:

1) политические ( централизм и унитаризм власти, репрессирование и завоевание народов),

2) экономические (экономический кризис, безработица, обнищание),

3) социально-психологические (межнациональные барьеры общения, негативные формы национального самоутверждения, открытый национализм),

4) территориальные и многие другие.

Конфликтная ситуация в большинстве случаев складывается как результирующая составляющая комплекса причин и условий. Конфликт возникает тогда, когда объективно, а не редко субъективно, происходят межнациональные сравнения; когда в психологии народов; когда решение многих проблем видится лишь в национальном самоутверждении. (Белоруссия, Украина)

Конфликтные люди (группы) в таких случаях всегда находятся. Стремящиеся к власти и собственности национал политические силы ловко используют стихийное недовольство. Подогревая его, они выставляют себя защитниками нации. И хотя давно известно, что национализм и этнократизм бесперспективны и разрушительны, взбунтовавшемуся народу они, как правило, таковыми не кажутся. Наоборот, именно этнократизм и национализм становятся самой понятной, самой близкой и объединяющей идеологией. Единство языка, обычаев, традиций, веры сплачивает людей с паолуслова. Ведь, что может быть легче, чем иметь общий объект отрицания и усвоить общую «идеологию кривды», во имя которой следует этот объект отвергнуть? Сказать, например, что во всех несчастьях мира- и прежде всего каждой души- виноваты евреи, немцы, арабы, негры, цыгане, вьетнамцы или чехи. И всегда найдётся достаточное число вьетнамцев, венгров, чехов, цыган, или евреев, поступками которых можно проиллюстрировать мысль, что именно они во всём виноваты.

Коммунистическая идеология, опирающаяся на репрессии, удерживала национальные конфликты на уровне единичных проявлений. Ветер свободы, подувший в период перестройки, хотя и предполагал перемены к лучшему, но одновременно явился значительным условием межнациональной нестабильности. Поэтому первые проявления демократии, рыночной экономики и суверенизации стали залогом формирования националистических, авантюристических, экстремистских и криминальных сил.

При изучении причин некоторых межнациональных конфликтов на территории СССР можно и не найти серьёзных национальных обстоятельств. Последние могут быть окрашены в национальный «цвет» политические, социальные, экономические, экологические и иные проблемы. Национализм в этом случае является сопровождающей составляющей, выполняющей функции социального «клея». Последний в сознании конфликтующих сторон может вполне подменить суть проблемы. О ней в какой-то мере могут забыть, но помнить: наши – чужие. В такой психологической атмосфере общепризнанные многовековые законы человеческого общежития подменяются «национальной справедливостью», а кровавые расправы над чужими становятся священной местью, которая не воспринимается преступной. Поведение одной стороны по закону зеркального отражения мгновенно воспроизводится другой. И так они обе вступают в жестокую схватку между собой, которая по принципу «воронки» втягивает в себя всё более и более широкие массы единомышленников. В таком круговороте пропадают правые и виноватые, а остаются лишь бедствующие как с той, так и с другой стороны.

Разборки в стихийных межнациональных столкновениях могут ограничиться массовыми беспорядками, совершением тяжких преступлений против личности, собственности, общественного порядка, а в политически и идеологически организованных – вылиться в полномасштабные вооруженные сраженья. Так под видом священной мести делается всё. Что приносит вред другой нации. Взаимоуничтожение продолжается до всеобщего умопомешательства. Новые витки насилия становятся всё более жестокими. Они стимулируются только что понесёнными жертвами, новыми обидами и целенаправленной пропагандой заинтересованной в разжигании конфликта открытых и тайных сил, используемых в личных преступных целях механизм нарастания нетерпимости и ненависти.

Страницы: 1 2


Концепция социального конфликта по Р. Дарендорфу
Ральф Дарендорф в середине 1960-х гг. выступил с обоснованием новой теории социального конфликта, известной как конфликтная модель общества. Его работа “Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе” (Dahrendorf R. Classes and Cla ...

Система реабилитации инвалидов
Основой политики в отношении инвалидов является их реабилитация, позволяющая инвалидам достигнуть и поддерживать оптимальный уровень их самостоятельности и жизнедеятельности. Согласно правилам под реабилитацией понимается процесс, имеющий ...

Влияние идеологии на общество
Посредством информационно-идеологических воздействий могут вестись необъявленные, часто невидимые миру войны. Это осознали еще в глубокой древности. В современных условиях наибольший опыт в их использовании накоплен США. Информационно-иде ...

Поиск
Новое