Интересы

Единого и полноценного определения интересов в психологии нет, поэтому определение будет подобрано такое, какое максимально бы соответствовало тематике работы.

Интерес – Интерес – это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности[2].

Если исходить из теории мотивации Маслоу, то интересы относятся к пятому уровню пирамиды потребностей – к когнитивным потребностям. Но у явления интереса есть свои особенности.

Потребность в познании порождают познавательную деятельность, часто не имеющую четкого вектора и цели. Классический пример такой деятельности – ребенок от года до трех лет[2]. Он изучает и познает решительно все, что его окружает, у него не возникает необходимости выбора между предметами своего познания, а всякая вещь для него одинаково интересна.

Интерес же всегда предметен и имеет цель. Будучи обусловлен эмоциональной привлекательностью и осознанной значимостью, интерес проявляется, прежде всего, во внимании. Являясь выражением общей направленности личности, интерес охватывает все психические процессы – восприятия, памяти, мышления. Направляя их по определенному руслу, интерес вместе с тем и активизирует деятельность личности. Когда человек работает с интересом, он, как известно, легче и продуктивнее работает[2].

В ходе индивидуального развития интересы формируются по мере того как дети вступают во все более сознательный контакт с окружающим миром и в процессе обучения и воспитания осваивают исторически сложившуюся и развивающуюся культуру. Интересы являются и предпосылкою обучения, и его результатом. Обучение опирается на интересы детей, и оно же формирует их. Интересы служат поэтому, с одной стороны, средством, которым педагог пользуется, чтобы сделать обучение более эффективным, с другой стороны, интересы, их формирование являются целью педагогической работы; формирование полноценных интересов – существеннейшая задача обучения[2].

Размытая и неустойчивая направленность интересов ребенка в значительной мере отражает интересы социального окружения.

Но, по мере взросления, интересы становятся все более устойчивыми, у человека появляется одна или несколько сфер, что интересны для него. У взрослого человека, наоборот, интересы определяют социальное окружение и характер взаимодействия с людьми. Интересы могут обуславливать содержание деятельности общения. Часто причиной неформального взаимодействия становится общность интересов.

Интерес, как и любая потребность, содержит в себе эмоциональный компонент в качестве мотивации. Но важность этого компонента не одинакова в разных ситуациях. У ребенка эмоции при появлении интересов играют ключевую роль. У взрослого большую значимость получает волевой компонент, так как именно он направляет и поддерживает деятельность, направленную на удовлетворение интереса. Но это утверждение относиться только к долговременным интересам. Появление кратковременной фиксации внимания на предмете по-прежнему во многом обусловлено эмоциями, если это не произвольная фиксация[2].

Итак, интерес – особый вид потребности, проявляющийся в желании познать что либо. Тесно связан с деятельностью. В деятельности формируется и ее же определяет.


Основные направления социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми
1) Социальное обеспечение и обслуживание Социальное обеспечение и обслуживание пожилых и престарелых людей включают в себя пенсии и различные пособия; содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях органов со ...

Функции и институты общества
Как способ существования людей, общество должно функционировать, т. е. выполнять определенный набор функций: производство материальных благ и услуг; воспроизводство и социализация человека; духовное производство и регулирование активно ...

Виды социальной терапии
В соответствии с объектом воздействия выделяются следующие виды социальной терапии. 1. Индивидуальная, которая применяется в отношении отдельного человека, разрешение проблем которого требует конфиденциальности (сексуальное насилие, семе ...

Поиск
Новое