Основные принципы феминизма в гуманистической и критической социальной работе
Страница 2

Социологическая информация » Гендерный подход к социальной работе » Основные принципы феминизма в гуманистической и критической социальной работе

Принцип переопределения означает, что представители общественного движения за гражданские права, члены женских организаций имеют право голоса и самостоятельного определения своих проблем. В этом случае используются новые термины, чтобы называть людей и их проблемы, изменяются значения привычных терминов путем изменения конфигурации языка, лексических инноваций, производятся переименование мест и предметов, пересмотр старых понятий и создание новых. Тем самым осуществляется вызов власти, господствующим стереотипам и доминирующей культурной группе, присвоившей право на контроль над уникальным опытом угнетенных людей и его дискредитацию. Обладание правом на переименование собственного опыта становится акцией свободного волеизъявления. Феминистская социальная работа применяет этот принцип в процессе активизации коллективного потенциала социальных групп для решения политически важных задач. «Личное есть политическое» в связи с феминистской социальной работой соотносит индивидуальное поведение, ценности и убеждения личности с социальной политикой. Социальные движения, которые рождаются из совместных действий людей, влияют на поведение личности. Указанные принципы используются как в практике социальной работы, так и в образовательных программах, а также в исследовании качества социальных услуг.

Социальная работа, основанная на теории феминизма, отталкивается от представления, что идеология, социальная структура и поведение взаимосвязаны, например, проблемы клиента могут быть следствием твердых убеждений о традиционных гендерных ролях. Тем самым интервенция (социальная работа) в подобную ситуацию ставит следующие цели: достижение у клиента понимания воздействия, которое оказывают на поведение патриархатные ценности и структуры; развитие самоуправляемой, самореализующейся личности; создание или усиление структур, сообществ, практик, основанных на принципах эгалитаризма. В некоторых случаях требуется, чтобы индивидуальную или групповую работу терапевтического характера проводили социальные работники женского пола, хотя среди феминистски настроенных социальных работников встречаются и мужчины.

Наиболее распространенные компоненты феминистской социальной работы включают: интеграцию теории и практики, фасилитацию выражения точки зрения женщин ее собственным голосом, внимательное слушание женщин, работу в партнерстве с женщинами, рассмотрение частных вопросов как социальных, поиск коллективных решений социальных проблем, признание взаимозависимости, существующей между представителями местных, национальных и международных сообществ, понимание характера отношений между неоплачиваемой домашней работой женщин и рынком труда, учет связи между ответственностью женщин за других и необходимостью удовлетворять собственные потребности, способность оценивать и ценить опыт, навыки и знания женщин, уважение достоинства каждой женщины, соблюдение принципов и методов, которые гарантируют благополучие детей, мужчин и женщин.

Тот факт, что женщины часто становятся клиентами социальной службы из-за мужчин, стал па Западе очевидным в социальной работе в 1960-1970-х годах, когда развивалось женское движение второй полны. Это и привело к оформлению гендерно чувствительной социальной работы, основанной на феминистских принципах[2].

Как показывают исследования, социальные работники и за рубежом, в России порой следуют ошибочным ожиданиям и предубеждениям, воспринимая женщин-клиентов как носителей исключительно семейных ролей и функций, сквозь призму житейского и «женского» опыта, В официальных документах, которые регламентируют деятельность службы, отсутствует принцип гендерного равенства, далеко не всегда четко сформулированы механизмы его реализации.

Страницы: 1 2 3


Организация социально – педагогической работы по профилактике здорового образа жизни. Организация исследования
Цель исследования: организация волонтерского движения в условиях средней общеобразовательной школы Этапы исследования: 1. Подготовительный - подбор диагностического инструментария - разработать программу «Мы – за здоровый образ жизн ...

Понятие социологии науки, ее функции и основные направления развития
Социология науки − область социологии, исследующая взаимоотношение науки как социального института с социальной структурой, обусловленность познавательных форм, характерных для науки, социокультурными условиями, типы поведения учены ...

Теория действия
Социологическая теория действия (или теория обмена) обязана своим возникновением американскому исследователю Дж. Хомансу (1910—1989). Он видит задачу эмпирической социальной науки в описании и объяснении связи между явлениями. Таким образ ...

Поиск
Новое