Технологии работы социального педагога с многодетной семьейСтраница 2
Применительно к многодетным семьям технология социальной диагностики имеет очень важное значение, поскольку вычленение и углубленное изучение основных проблем каждой конкретной семьи обуславливает дальнейшую эффективность социальной работы с данной категорией семей. [35, 40, 44]
Так, работа с "трудными" детьми и подростками предусматривает диагностику семейной и школьной ситуации, выявление первичной социальной сети ребенка, обязательный анализ его медико-социального и интеллектуально-психологического статуса. На основе полученных данных составляется программа работы с семьей ребенка, разрешения его школьных проблем, вовлечения его в более благоприятную социальную сеть. Такая программа выполняется командой специалистов, включающей социального работника, социального педагога, психолога, иногда юриста, с возможным привлечением правоохранительных органов, культурных и спортивных центров. В ходе такой работы параллельно проводятся социально-психологическое консультирование семьи с целью устранения взаимного непонимания, непродуктивных видов семейного взаимодействия, конфликтности во взаимоотношениях; социально-правовое консультирование, которое позволяет семье осознать и научиться отстаивать свои права во взаимоотношениях с социальной средой, в первую очередь с образовательной системой; педагогическое консультирование, а также педагогическая помощь, которая содействует преодолению школьных трудностей ребенка (детей). Большое значение имеют также психокоррекционные мероприятия, изменения самооценок взрослых и детей, устранение негативных стереотипов и выработка доброжелательного и уважительного отношения друг к другу. Нередко такая деятельность содержит и собственно социальные компоненты – например, оказание помощи в трудоустройстве родителей, улучшении жилищных условий.
Более подробный структурный анализ причин формирования "трудного" поведения детей и подростков представлен в таблице 3. Семья как провоцирующий фактор (см. Приложение 1).
При работе с семьей алкоголика диагностика подразумевает выявление основной причины злоупотребления спиртными напитками и сопутствующих обстоятельств. Для этого необходимо изучение личностей всех членов семьи, а также изучение социальной биографии. Причинами злоупотребления алкоголем могут быть семейная предрасположенность, некоторые особенности личностного статуса (неустойчивость личности, инфантилизм, зависимость), традиции семейного или социального окружения, иллюзорная попытка уйти от проблем. Зачастую выявляется совокупность этих причин. Их анализ необходим, ибо иногда не пьянство является причиной конфликтов в семье, а наоборот, к пьянству прибегают именно для того, чтобы таким способом (хотя бы в своем воображении) преодолеть конфликтность. Далее составляется программа работы с наркозависимым лицом, его семьей, социальным окружением — это лечебные мероприятия, консультации, психотерапия и психокоррекция, возможно, социально-трудовая реабилитация самого алкоголика и его семьи. Медицинская реабилитация лиц, злоупотребляющих алкоголем, до настоящего времени малоэффективна, ибо после реабилитации пациент возвращается в ту же среду, в которой у него появилась привычка к алкоголю; семья, длительно существующая в условиях перманентного кризиса и выработавшая определенный гомеостаз, вольно или невольно способствует возобновлению у него прежней привычки. Если человек не обладает сильной волей, то его личностных ресурсов недостаточно, чтобы препятствовать таким тенденциям. [50]
Современная семья и ее проблемы. Молодая семья
Создание семьи – это очень ответственный шаг, для которого необходима определенная готовность к семейной жизни, чего часто не учитывают современные молодые люди. Готовность к семейной жизни включает в себя социально-нравственную зрелость, ...
Технологии социальной работы как учебной дисциплины.
Когда социальная работа выступает в форме цикла учебных дисциплин, ее технологии являют собой не только знания, но и умения информационного и обучающего характера. В учебном процессе по подготовке работников в сфере социальной работы обра ...
Социальное партнерство в переходный период: сущность,
принципы и проблемы формирования системы
Развитие системы партнерских отношений в России 90-х гг. XX в. происходит в качественно новых условиях. А именно, перехода экономики на рыночные отношения, в условиях острого глубокого кризиса всей системы общественных отношений, всех соц ...
