Технологии работы социального педагога с многодетной семьейСтраница 11
Социально-педагогический патронаж включает в себя всестороннюю и действенную помощь семье, имеющей различные проблемы, силами специалистов социальных служб, ориентирующихся на собственные педагогические возможности, а также на ресурсы социально-педагогического пространства.
Социальный патронаж семьи включает следующие направления:
- информационно-аналитическое, связанное с идентификацией и фиксацией ситуации как неблагополучной или опасной;
- прямое вмешательство в ситуацию;
- заключение социальной службой договора о сотрудничестве и его планирование; непосредственная поддержка клиента патроната (патронат);
- контроль, оценка и завершение работы с клиентом.
На всех этапах работы с многодетной семьей социальный педагог фиксирует на специальных учетных карточках основное содержание работы данной семьей.
В патронировании семьи используются самые разнообразные формы и методы: материальная поддержка; социальное и психосоциальное консультирование; психотерапия; гештальтерапия; тренинги (например, позитивного жизненного настроя); коррекционные методики (коррекция деструктивных аффектов у детей, депривированного материнства и т.д.); педагогического просвещения родителей, обучения социальным умениям, навыкам ухода, консилиума, кондуктивной индивидуальной поддержки и т.д.
Таким образом, патронаж в системе патроната и социальной работы означает:
- на уровне клиента – его начало с момента определения и квалификации социальной службой жизненной ситуации клиента как тяжелой и даже опасной для него самого и его ближайшего окружения;
- на уровне содержания патронажной работы – выдвижение тех задач, которые выходят за рамки содержания социальной помощи в обычном, традиционном смысле, а потому и не включены в работу с периодически возникающими у людей проблемами;
- на уровне методов патронажа – использование не только традиционных путей оказания помощи, по и специальных дополнительных "обходных", а также дифференцированной, многоплановой, разносторонней и "пошаговой" помощи, включающей формирование мотивации, развитие отношений, применение воздействий, которые чаще всего используются при проблемно-ориентированном подходе к клиенту;
- на уровне организации – это система патроната, т. е. особая форма организации среды в отношениях с клиентом и к самому клиенту, которая при соблюдении принципов гуманизма и учета интересов клиента предполагает определенную долю авторитарности и жесткости, отсутствующих при реализации общих подходов в социальной работе;
- на уровне границ социальной работы – максимальное расширение ее пространства, означающее необходимость постоянного целенаправленного привлечения к процессу оказания социальной помощи и поддержки целого ряда специалистов (по горизонтали) и ведомств, организаций и учреждений за пределами социальной службы (по вертикали);
- на уровне продолжительности работы – пролонгация процесса оказания помощи и поддержки и выход за рамки какого-то одного вида и одной формы помощи (комплексный подход). [14, 21]
Таковы основные характеристики технологий работы социального педагога с многодетной семьей. Умелое применение действенных социальных технологий, включая технологий социальной работы с социально уязвимыми группами многодетных семей, может обеспечить прогрессивное развитие государства и выбор наиболее оптимального механизма общественного функционирования.
Социальное партнерство в переходный период: сущность,
принципы и проблемы формирования системы
Развитие системы партнерских отношений в России 90-х гг. XX в. происходит в качественно новых условиях. А именно, перехода экономики на рыночные отношения, в условиях острого глубокого кризиса всей системы общественных отношений, всех соц ...
Состав и структуры населения.
Под структурой населения поднимается его распределение в соответствии со значениями какого-либо признака. Для этого используются следующие классы характеристик:
· биологические характеристики;
· социальные характеристики;
· экономическ ...
Признаки системности общества
Общим для многих интерпретаций общества является характерный для современной науки системный подход. Общество мыслится как целостная динамическая система. Система — это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структу ...