Технологии работы социального педагога с многодетной семьейСтраница 11
Социально-педагогический патронаж включает в себя всестороннюю и действенную помощь семье, имеющей различные проблемы, силами специалистов социальных служб, ориентирующихся на собственные педагогические возможности, а также на ресурсы социально-педагогического пространства.
Социальный патронаж семьи включает следующие направления:
- информационно-аналитическое, связанное с идентификацией и фиксацией ситуации как неблагополучной или опасной;
- прямое вмешательство в ситуацию;
- заключение социальной службой договора о сотрудничестве и его планирование; непосредственная поддержка клиента патроната (патронат);
- контроль, оценка и завершение работы с клиентом.
На всех этапах работы с многодетной семьей социальный педагог фиксирует на специальных учетных карточках основное содержание работы данной семьей.
В патронировании семьи используются самые разнообразные формы и методы: материальная поддержка; социальное и психосоциальное консультирование; психотерапия; гештальтерапия; тренинги (например, позитивного жизненного настроя); коррекционные методики (коррекция деструктивных аффектов у детей, депривированного материнства и т.д.); педагогического просвещения родителей, обучения социальным умениям, навыкам ухода, консилиума, кондуктивной индивидуальной поддержки и т.д.
Таким образом, патронаж в системе патроната и социальной работы означает:
- на уровне клиента – его начало с момента определения и квалификации социальной службой жизненной ситуации клиента как тяжелой и даже опасной для него самого и его ближайшего окружения;
- на уровне содержания патронажной работы – выдвижение тех задач, которые выходят за рамки содержания социальной помощи в обычном, традиционном смысле, а потому и не включены в работу с периодически возникающими у людей проблемами;
- на уровне методов патронажа – использование не только традиционных путей оказания помощи, по и специальных дополнительных "обходных", а также дифференцированной, многоплановой, разносторонней и "пошаговой" помощи, включающей формирование мотивации, развитие отношений, применение воздействий, которые чаще всего используются при проблемно-ориентированном подходе к клиенту;
- на уровне организации – это система патроната, т. е. особая форма организации среды в отношениях с клиентом и к самому клиенту, которая при соблюдении принципов гуманизма и учета интересов клиента предполагает определенную долю авторитарности и жесткости, отсутствующих при реализации общих подходов в социальной работе;
- на уровне границ социальной работы – максимальное расширение ее пространства, означающее необходимость постоянного целенаправленного привлечения к процессу оказания социальной помощи и поддержки целого ряда специалистов (по горизонтали) и ведомств, организаций и учреждений за пределами социальной службы (по вертикали);
- на уровне продолжительности работы – пролонгация процесса оказания помощи и поддержки и выход за рамки какого-то одного вида и одной формы помощи (комплексный подход). [14, 21]
Таковы основные характеристики технологий работы социального педагога с многодетной семьей. Умелое применение действенных социальных технологий, включая технологий социальной работы с социально уязвимыми группами многодетных семей, может обеспечить прогрессивное развитие государства и выбор наиболее оптимального механизма общественного функционирования.
Травматизм и несчастные случаи
Третье место среди причин смертности населения большинства экономически развитых стран занимают несчастные случаи и травмы, количество которых растет с каждым годом. Удельный вес травм и отравлений в структуре общей заболеваемости жителей ...
Понятие «общественное мнение». Сущность и признаки
общественного мнения. Объект и субъект общественного мнения
Общественное мнение – это оценочные суждения большинства членов больших общностей людей, выражающие их отношения к фактам, явлениям, процессам действительности.
Теоретическому осмыслению общественного мнения и его роли в государственной ...
Шесть типов социального действия по их ориентации
М.Вебер выделил шесть типов социального действия:
1. Правильный тип, в котором цель и избираемые средства объективно адекватны друг другу и поэтому строго рациональны.
2. Тип, в котором избранные для достижения цели средства кажутся аде ...