Постмодерн как мифология и мифология постмодернаСтраница 2
Миф 3 о "смерти автора" Ролана Барта появляется в результате работы структурализма с текстом. Текст представляет собой многомерное пространство, составленное из цитат, отсылающих ко многим культурным источникам: нет такого элемента текста, который мог бы быть порождён "лично" и непосредственно автором.
Он не выдумывает собственный язык, но пользуется готовым, он может лишь подражать тому, что написано прежде.
"В его власти только смешивать разные виды письма, сталкивать их друг с другом, не опираясь всецело ни на один из них; если бы он захотел выразить себя, ему всё равно следовало бы знать, что внутренняя "сущность", которую он намерен "передать" есть не что иное, как уже готовый словарь, где слова объясняются лишь с помощью других слов, и так до бесконечности".
Особенность создаваемых сегодня произведений состоит в том, что авторское присутствие необходимо для разъяснения замысла его работ. Иногда, например, в таком искусстве как видеоарт или перфоманс автор выступает участником создаваемого им представления.
Автор обладает тотальным контролем над своей аудиторией (зрителей/читателей): он может не разъяснять свои работы, чем вызывает ещё больший интерес к собственной фигуре со стороны публики. Иначе говоря, предположение о "смерти автора" в постмодерне не оправдано.
Мифология деконструкции подразумевает не только разрушение, но и собирание из разломанных уже элементов новой конструкции. Создание цельного произведения из разрушенных частей (из мусора, хлама) невозможно.
Использование мифологии СССР в литературе и искусстве постмодерна отражает потребительский характер современной культуры. Постмодернистская мифология направлена на деконструкцию мифологии советской. Например, в тексте В. Пелевина "Чапаев и Пустота" персонаж советской литературы Чапаев становится пустой формой, которую можно наполнить любым содержанием.
Главный герой советской мифологии В.И. Ленин становится паханом рецидивистов (С. Довлатов "Зона"), пишет научный трактат о том, как совершить революцию на Луне (В. Пелевин "Омон Ра").А. Сергеев ("Omnibus") создаёт пародию на культ Ленину - миф о народном поклонении бревну с ленинского субботника.
Если в Советском Союзе Сталин как персонаж не участвует в действии, т.к по своей сути он не герой, а "отец", он лишь присутствует в форме видения, вдохновляющего слова или жеста, то у Сорокина ("Голубое сало") Сталин становится активным героем.
Статус великого вождя снижен проявлением его как естественного человека: он ест (в отличие от мифа у Сергеева, в котором он голодает со всей страной), вместо бессонных ночей, проведённых за работой, развлекается. Знаменитая трубка вождя в тексте В. Сорокина превращается в шприц для инъекций под язык.
Потребление мифологии в искусстве проявляется в использовании различных советских символов, как например, в инсталляции Филиппова Андрея "Тайная вечеря" (выставка "Варшава-Москва 1950-2000"): стол накрыт красной скатертью, на ней белые тарелки, вместо столовых приборов справа от тарелки серп, слева - молот.
Художник Э. Булатов в работе "Восход и заход Солнца" (1989) использовал герб СССР вместо солнечного диска или работа серии "Ностальгический социалистический реализм" В. Комара и А. Меламида "Сталин и музы" (1981-1982), в которой музы в преклонной позе подают Сталину огромную книгу.
Развитие экономики семейной политики
Надеяться на скорое разрешение проблем семьи не следует, улучшение в ближайшие годы вряд ли будет иметь принципиальный характер, если сегодняшние реформы не достигнут реальных экономических результатов, если они не будут скорректированы в ...
Проект центра социально-психологической помощи молодой семье
1. Обоснование необходимости проекта.
Реализация данного проекта предполагается в Красноармейском районе города Волгограда. Актуальность данного проекта состоит в том, что район протяженностью в 21 км в определенной степени живет обособл ...
Направленность и культура
Хотя культура и представляет собой порождение коллективной жизнедеятельности людей, ее практическими творцами и исполнителями являются отдельные личности. Традиционно всякий индивид выступает по отношению к культуре одновременно в несколь ...