Определения, необходимые для понимания гуманистической перспективы

Социологическая информация » Традиция гуманитарного мышления в теории социальной работы » Определения, необходимые для понимания гуманистической перспективы

Гуманистическая перспектива включает в себя базовые понятия «гуманизм», «гуманность», «гуманизация».

Гуманизм – это сложное и многоплановое явление, в широком смысле этого слова употребляется как исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми[2].

Фундаментальные научные исследования последних лет дают более строгое определение понятия «гуманизм». Так, Е.Н. Шиянов определяет гуманизм как «социально ценностный комплекс идей, утверждающий отношение к человеку как к высшей ценности, признающих право на свободу, счастье, развитие и творческое проявление своих сущностных сил»[3].

Гуманность рассматривается им как «качество личности, совокупность нравственно психологических свойств, выражающих осознанное отношение к человеку как к ценности»[4].

Понятие о гуманизме связано с пониманием человека как части природы и члена общества, с осознанием самоценности его личности, требованием полного удовлетворения его «земных» потребностей, в том числе и потребности в реализации присущих индивиду способностей и возможностей.

З.Г.Нигматов определяет гуманизм как «принцип мировоззрения, который предполагает исключение всякого угнетения и эксплуатации человека человеком, создание всех условий для свободного, разностороннего развития человека, отношение к нему как к высшей ценности, уважения его достоинства, заботу о нем, установление гуманистических общественных отношений»[5].

Этимологический анализ понятия «гуманизм» показывает, что оно означает «человеческий», «человечный». И в самом определении присутствует «человек», признающийся высшей ценностью, то есть гуманизм относится к миру моральных ценностей.

Гуманизм социального работника проявляется в том, что он видит в человеке личность независимо от его жизненных ориентиров, от его приверженности к тем или иным социальным взглядам, независимо от того, разделяет ли он его моральные идеи. Осуществление такого стиля взаимоотношений в практике социальной работы произойдет тогда, когда соцработник не только примет моральные ценности гуманизма, но и когда они будут определять направленность его деятельности, общения, станут также моральной ценностью.

Гуманность, по определению З.Г. Нигматова, это осознанное и заботливое отношение к людям, выражающееся в глубоком уважении человеческого достоинства личности. Обобщая наиболее характерные признаки гуманности, можно прийти к выводу, что наиболее существенными являются:

- признание ценности человека как высшего капитала;

- проявление заботы о человеке (на основе чуткости, отзывчивости, доброты);

- нетерпимость к равнодушию, ко всякому злу[6].

Гуманизация как производное от понятия «гуманизм» выступает социально-ценностной и нравственно-психологической основой общественной жизни, отношений между людьми. В этой связи она характеризует и ценностные параметры образования социальной работы как социального института. Гуманизация социальной работы соответственно может быть рассмотрена, с одной стороны, как важнейший социально-образующий принцип, а, с другой, отражающий гуманистические общественные тенденции в построении и функционировании систем современного общества[7].

По своим целевым функциям гуманизация социальной работы является действующей тенденцией гармоничного развития личности, способствующая обогащению ее творческого потенциала, роста сущностных сил и способностей. Она представляет собой процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности. И, наконец, гуманизация – ключевой элемент нового мышления, утверждающего полисубъектную сущность процесса развития человека, основным смыслом этого процесса становится развитие личности.


Стадии формирования дальневосточного рынка труда
Три этапа развития особенностей формирования дальневосточного рынка труда и занятости населения: 1. Легализация безработицы. Для этой стадии формирования дальневосточного рынка труда характерен переход от дефицита кадров к безработице. П ...

Мужчина и женщина в политике. Нужны ли женщины в политике?
Женщины чаще всего выдвигают законодательные инициативы, которые близки интересам женщин и которые на практике часто предаются забвению в «мужском» парламенте. Женщина-политик осознанно отождествляет себя с интересами, которые и традицио ...

Классический период в развитие социологии
Слово социология, обозначающее область научного знания, было введено в научный оборот французским мыслителем О. Контом в 30-х годах прошлого столетия в его работе «Курс позитивной философии». Историческая и научная роль О.Конта состоит, ...

Поиск
Новое