Определения, необходимые для понимания гуманистической перспективы

Социологическая информация » Традиция гуманитарного мышления в теории социальной работы » Определения, необходимые для понимания гуманистической перспективы

Гуманистическая перспектива включает в себя базовые понятия «гуманизм», «гуманность», «гуманизация».

Гуманизм – это сложное и многоплановое явление, в широком смысле этого слова употребляется как исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми[2].

Фундаментальные научные исследования последних лет дают более строгое определение понятия «гуманизм». Так, Е.Н. Шиянов определяет гуманизм как «социально ценностный комплекс идей, утверждающий отношение к человеку как к высшей ценности, признающих право на свободу, счастье, развитие и творческое проявление своих сущностных сил»[3].

Гуманность рассматривается им как «качество личности, совокупность нравственно психологических свойств, выражающих осознанное отношение к человеку как к ценности»[4].

Понятие о гуманизме связано с пониманием человека как части природы и члена общества, с осознанием самоценности его личности, требованием полного удовлетворения его «земных» потребностей, в том числе и потребности в реализации присущих индивиду способностей и возможностей.

З.Г.Нигматов определяет гуманизм как «принцип мировоззрения, который предполагает исключение всякого угнетения и эксплуатации человека человеком, создание всех условий для свободного, разностороннего развития человека, отношение к нему как к высшей ценности, уважения его достоинства, заботу о нем, установление гуманистических общественных отношений»[5].

Этимологический анализ понятия «гуманизм» показывает, что оно означает «человеческий», «человечный». И в самом определении присутствует «человек», признающийся высшей ценностью, то есть гуманизм относится к миру моральных ценностей.

Гуманизм социального работника проявляется в том, что он видит в человеке личность независимо от его жизненных ориентиров, от его приверженности к тем или иным социальным взглядам, независимо от того, разделяет ли он его моральные идеи. Осуществление такого стиля взаимоотношений в практике социальной работы произойдет тогда, когда соцработник не только примет моральные ценности гуманизма, но и когда они будут определять направленность его деятельности, общения, станут также моральной ценностью.

Гуманность, по определению З.Г. Нигматова, это осознанное и заботливое отношение к людям, выражающееся в глубоком уважении человеческого достоинства личности. Обобщая наиболее характерные признаки гуманности, можно прийти к выводу, что наиболее существенными являются:

- признание ценности человека как высшего капитала;

- проявление заботы о человеке (на основе чуткости, отзывчивости, доброты);

- нетерпимость к равнодушию, ко всякому злу[6].

Гуманизация как производное от понятия «гуманизм» выступает социально-ценностной и нравственно-психологической основой общественной жизни, отношений между людьми. В этой связи она характеризует и ценностные параметры образования социальной работы как социального института. Гуманизация социальной работы соответственно может быть рассмотрена, с одной стороны, как важнейший социально-образующий принцип, а, с другой, отражающий гуманистические общественные тенденции в построении и функционировании систем современного общества[7].

По своим целевым функциям гуманизация социальной работы является действующей тенденцией гармоничного развития личности, способствующая обогащению ее творческого потенциала, роста сущностных сил и способностей. Она представляет собой процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности. И, наконец, гуманизация – ключевой элемент нового мышления, утверждающего полисубъектную сущность процесса развития человека, основным смыслом этого процесса становится развитие личности.


Факторы использования командного подхода в органах государственной региональной власти
На основании контент-анализа анкетирования выделен 61 фактор, проранжированый по пяти управленческим подходам. В результате были выделены общие факторы, определяющие успешность управленческого подхода в органах государственной власти и ча ...

Источники средств.
Деятельность любого благотворительного общества зависит от средств, которыми оно располагает. Женские благотворительные общества существовали за счет пожертвований частных лиц, членских взносов, средств от сборов по подписным книжкам. По ...

Брачная структура населения
Брачн состояние чел-ка – это его положение по отнош к институту брака в соотв с законами и обычаями страны. Брачн стр-ра нас-я – это распред-е нас-я по брачн состоянию, обычно в сочетании с полом и возрастом. Единств источником инф-ии о б ...

Поиск
Новое