Личность в истории культуры

Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Только включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации. Все нормы, ценности, чувства, ритуалы стоят над человеком и цель их в том, чтобы скреплять общество. Как живой организм существует постольку, поскольку элементы, его образующие, выполняют определенные функции, так и человеческое общество строится на структуре взаимосвязанных и дополняющих друг друга культурных элементах. Социальная система состоит из “структур” и “действий”. “Структуры” представляют собой устойчивые модели, посредством которых индивиды осуществляют отношения между собой и с окружающей средой. Они складываются в результате социального взаимодействия и норм, регулирующих социальные отношения. Функция всех структурных элементов состоит в том, чтобы вносить свой вклад в поддержание социальной солидарности и устойчивости социальной системы. Совместная жизнь людей предполагается как функционирование ее членов в рамках определенной социальной структуры. Функция каждого вида “действия” состоит в решении тех или иных социально значимых задач, а кроме того — поддержании структурной преемственности. “Институции” представляют собой устойчивые формы, с помощью которых протекает социальная жизнь индивидов. Функция каждой “институции” заключается в решении определенной социально значимой задачи, в удовлетворении конкретных базовой потребности, в осуществлении групповых интересов. Обычаи, ритуалы, моральные нормы рассматриваются как регуляторы поведения людей (по аналогии с действием правовых норм) и им приписывается ключевая роль в культуре. Они рассматриваются в качестве культурных механизмов и механизмов контроля в отношении выполнения определенных функций, значимых с точки зрения удовлетворения жизненно важных потребностей людей или поддержания совместности их существования. Редклифф-Браун разрабатывает концепцию “раздельности норм”: в рамках функционально обусловленной социальной системы людям приходится руководствоваться различными наборами норм, что необходимо для достижения результатов в интересах всех членов общества. В группе у каждого по отношению к поведению другого существуют определенные ожидания, которые другой считает законными и заслуживающими того, чтобы отвечать на них.

Формирующиеся социальные сообщества с необходимостью формируют внутреннее культурное ядро, фиксированное всем комплексом символических средств рождающейся культуры. Смысловое наполнение этого ядра пережито человеческой особью, так сказать, запечатлено в ее эмоциональной памяти. Оно изнутри формирует социальные мотивации и социальное поведение индивида. Иначе говоря, культурное ядро являет себя в символическом мире образов, которыми пользуется сообщество. Этот мир образов формирует глубинные (доминантные) переживания, обеспечивающие «общность сознания» членов сообщества, а также формирует социальное поведение индивидов, через которое воспроизводит себя не только культурное ядро, но и социум в целом. Культурное ядро становится атрибутом социального целого. Его необходимость определяется тем, что через причастность к нему происходит самоидентификация сообщества и его членов, а также обеспечивается целостность сообщества при всех изменяющихся конкретных обстоятельствах жизни.

Последующая эволюция сообщества предполагает необходимым условием воспроизводство культурного ядра, или, переходя к более поздним терминам, культурно-исторического типа. На основании этого представления можно рассуждать о поставленном в названии статьи вопросе, т.е. о соотношении прогресса и социогенеза. Культурное ядро сообщества обеспечивает его целостность в процессе развития.


Образование как социальный институт: понятие, его структура и функции
Социология образования − раздел социологической науки, который изучает закономерности функционирования образования как социального института (функции в обществе, взаимосвязь с другими институтами, социальную политику в области образ ...

Нормативные механизмы
Отмечая важность институционализации конфликта, необходимо особо подчеркнуть значение нормативного подхода к его регулированию. Нормы поведения можно в известном смысле также считать институциональным образованием; во всяком случае, инсти ...

Методы оценки качества жизни и индекс развития человеческого потенциала как один из методов
Что касается методов оценки качества жизни населения, то исходя из сложности исследуемого объекта, большого числа анализируемых показателей, можно утверждать, что здесь необходим не один, а целый комплекс методов исследования: статистичес ...

Поиск
Новое