Личность в истории культуры

Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Только включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации. Все нормы, ценности, чувства, ритуалы стоят над человеком и цель их в том, чтобы скреплять общество. Как живой организм существует постольку, поскольку элементы, его образующие, выполняют определенные функции, так и человеческое общество строится на структуре взаимосвязанных и дополняющих друг друга культурных элементах. Социальная система состоит из “структур” и “действий”. “Структуры” представляют собой устойчивые модели, посредством которых индивиды осуществляют отношения между собой и с окружающей средой. Они складываются в результате социального взаимодействия и норм, регулирующих социальные отношения. Функция всех структурных элементов состоит в том, чтобы вносить свой вклад в поддержание социальной солидарности и устойчивости социальной системы. Совместная жизнь людей предполагается как функционирование ее членов в рамках определенной социальной структуры. Функция каждого вида “действия” состоит в решении тех или иных социально значимых задач, а кроме того — поддержании структурной преемственности. “Институции” представляют собой устойчивые формы, с помощью которых протекает социальная жизнь индивидов. Функция каждой “институции” заключается в решении определенной социально значимой задачи, в удовлетворении конкретных базовой потребности, в осуществлении групповых интересов. Обычаи, ритуалы, моральные нормы рассматриваются как регуляторы поведения людей (по аналогии с действием правовых норм) и им приписывается ключевая роль в культуре. Они рассматриваются в качестве культурных механизмов и механизмов контроля в отношении выполнения определенных функций, значимых с точки зрения удовлетворения жизненно важных потребностей людей или поддержания совместности их существования. Редклифф-Браун разрабатывает концепцию “раздельности норм”: в рамках функционально обусловленной социальной системы людям приходится руководствоваться различными наборами норм, что необходимо для достижения результатов в интересах всех членов общества. В группе у каждого по отношению к поведению другого существуют определенные ожидания, которые другой считает законными и заслуживающими того, чтобы отвечать на них.

Формирующиеся социальные сообщества с необходимостью формируют внутреннее культурное ядро, фиксированное всем комплексом символических средств рождающейся культуры. Смысловое наполнение этого ядра пережито человеческой особью, так сказать, запечатлено в ее эмоциональной памяти. Оно изнутри формирует социальные мотивации и социальное поведение индивида. Иначе говоря, культурное ядро являет себя в символическом мире образов, которыми пользуется сообщество. Этот мир образов формирует глубинные (доминантные) переживания, обеспечивающие «общность сознания» членов сообщества, а также формирует социальное поведение индивидов, через которое воспроизводит себя не только культурное ядро, но и социум в целом. Культурное ядро становится атрибутом социального целого. Его необходимость определяется тем, что через причастность к нему происходит самоидентификация сообщества и его членов, а также обеспечивается целостность сообщества при всех изменяющихся конкретных обстоятельствах жизни.

Последующая эволюция сообщества предполагает необходимым условием воспроизводство культурного ядра, или, переходя к более поздним терминам, культурно-исторического типа. На основании этого представления можно рассуждать о поставленном в названии статьи вопросе, т.е. о соотношении прогресса и социогенеза. Культурное ядро сообщества обеспечивает его целостность в процессе развития.


Исследование особенностей социальной политики в специализированных коррекционных школах-интернатах. Обоснование программы и методов исследования особенностей социальной политики в специализированных
Исследование особенностей социальной политики в специализированных коррекционных школах-интернатах проводилось на базе Самарской школы-интерната для глухих № 4. Образование специализированной коррекционной школы-интерната для глухих дете ...

Практика социального обслуживания граждан пожилого возраста в ЕАО (на примере ОГУ «ЦСО Ленинского района»). Краткая характеристика деятельности ОГУ «ЦСО Ленинского района ЕАО» по социальной защите г
Преобладающей моделью нестационарного социальной защиты стали центры социального обслуживания. В качестве объекта изучения взят Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Ленинского района. Областное государствен ...

Формационный подход
Категория общественно-экономическая формация - это категория философии, истории, а специфика философских категорий состоит в том, что, будучи абстракциями самого высокого уровня, они отражают наиболее общие, сущностные черты объективной д ...

Поиск
Новое