Личность в истории культуры

Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Только включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации. Все нормы, ценности, чувства, ритуалы стоят над человеком и цель их в том, чтобы скреплять общество. Как живой организм существует постольку, поскольку элементы, его образующие, выполняют определенные функции, так и человеческое общество строится на структуре взаимосвязанных и дополняющих друг друга культурных элементах. Социальная система состоит из “структур” и “действий”. “Структуры” представляют собой устойчивые модели, посредством которых индивиды осуществляют отношения между собой и с окружающей средой. Они складываются в результате социального взаимодействия и норм, регулирующих социальные отношения. Функция всех структурных элементов состоит в том, чтобы вносить свой вклад в поддержание социальной солидарности и устойчивости социальной системы. Совместная жизнь людей предполагается как функционирование ее членов в рамках определенной социальной структуры. Функция каждого вида “действия” состоит в решении тех или иных социально значимых задач, а кроме того — поддержании структурной преемственности. “Институции” представляют собой устойчивые формы, с помощью которых протекает социальная жизнь индивидов. Функция каждой “институции” заключается в решении определенной социально значимой задачи, в удовлетворении конкретных базовой потребности, в осуществлении групповых интересов. Обычаи, ритуалы, моральные нормы рассматриваются как регуляторы поведения людей (по аналогии с действием правовых норм) и им приписывается ключевая роль в культуре. Они рассматриваются в качестве культурных механизмов и механизмов контроля в отношении выполнения определенных функций, значимых с точки зрения удовлетворения жизненно важных потребностей людей или поддержания совместности их существования. Редклифф-Браун разрабатывает концепцию “раздельности норм”: в рамках функционально обусловленной социальной системы людям приходится руководствоваться различными наборами норм, что необходимо для достижения результатов в интересах всех членов общества. В группе у каждого по отношению к поведению другого существуют определенные ожидания, которые другой считает законными и заслуживающими того, чтобы отвечать на них.

Формирующиеся социальные сообщества с необходимостью формируют внутреннее культурное ядро, фиксированное всем комплексом символических средств рождающейся культуры. Смысловое наполнение этого ядра пережито человеческой особью, так сказать, запечатлено в ее эмоциональной памяти. Оно изнутри формирует социальные мотивации и социальное поведение индивида. Иначе говоря, культурное ядро являет себя в символическом мире образов, которыми пользуется сообщество. Этот мир образов формирует глубинные (доминантные) переживания, обеспечивающие «общность сознания» членов сообщества, а также формирует социальное поведение индивидов, через которое воспроизводит себя не только культурное ядро, но и социум в целом. Культурное ядро становится атрибутом социального целого. Его необходимость определяется тем, что через причастность к нему происходит самоидентификация сообщества и его членов, а также обеспечивается целостность сообщества при всех изменяющихся конкретных обстоятельствах жизни.

Последующая эволюция сообщества предполагает необходимым условием воспроизводство культурного ядра, или, переходя к более поздним терминам, культурно-исторического типа. На основании этого представления можно рассуждать о поставленном в названии статьи вопросе, т.е. о соотношении прогресса и социогенеза. Культурное ядро сообщества обеспечивает его целостность в процессе развития.


Концепция социального конфликта по Л. Козеру
Согласно концепции Льюиса Козера, обществу присущи фатально неизбежное социальное неравенство, вечная психологическая неудовлетворенность его членов и проистекающая отсюда напряженность между индивидами и группами, обусловленная их чувств ...

Символический интеракционизм
Одним из наиболее интересных и продуктивных течений в современной западной социологии является символический интеракционизм. Его основатель, американский социолог и психолог Дж. Мид (1863—1931), вдохновленный идеями Ч. Дарвина, пытается с ...

Организация социальной помощи и поддержка детей в интернатных учреждениях на примере семейного детского дома № 70 ст. Старокорсунской Краснодарского края
В Старокорсунском детском доме функционируют службы социальной и психологической помощи. Социальная работа в группах проводится в следующих направлениях: - организация медикопсихолого-педагогической комиссии при участии специалистов детс ...

Поиск
Новое