Прогнозирование и проектирование в системе социальной защиты: теоретические и организационные аспекты
Страница 2

Социологическая информация » Обеспечение научности и инновационности в социальной работе как условие повышения ее результативности » Прогнозирование и проектирование в системе социальной защиты: теоретические и организационные аспекты

Нормативные прогнозы разрабатываются на основе нормативной базы, состоящей из плановых технико-экономических и социально-экономических нормативов – расчетных величин чего-то необходимого сообразно установленной норме (понимаемой в данном случае как единица отсчета для сравнений или для достижения желательного по заранее заданным критериям состояния). Здесь наблюдается идея более сложная, чем при разработке поискового прогноза: не просто экстраполяция в будущее известных тенденций, но и оптимизация – выбор наилучшего из возможных – значения этих данных по критериям, заранее заданным средствами целеполагания. В методологическом отношении важную роль в нормативном прогнозировании играет оптимизационное моделирование, включенное в состав многих компьютерных программных продуктов. В качестве заданного критерия могут выступать и некоторые плановые показатели. При проведении прогнозирования важно определить требования к результатам, чтобы их можно было использовать в практической работе с целью принятия решения по видоизменению ситуации.

Однако надо иметь в виду, что в человеческом обществе далеко не все можно просчитать и выразить в цифрах. Например, когда речь идет о социальной защите лиц, пострадавших в результате экологических бедствий, должны учитываться как медико-биологические, так и правовые параметры. Довольно сложно прогнозировать результаты социально-психологической реабилитации. В некоторых случаях следует использовать данные из естественнонаучной сферы, связанные со спецификой действия долгоживущих радионуклидов. То есть в деле прогнозирования социальной защиты населения требуется соблюдение и проведение целого комплекса мер из разных областей знаний и жизнедеятельности людей, что находит свое выражение в различных планах, программах и проектах.

Социальное проектирование – одна из форм социальной деятельности, которая способствует реализации или нейтрализации в реальной жизни некоторого прогноза, модели, сценария, плана или прообраза.

В зависимости от того, на каком уровне социальной организации планируется и осуществляется то или иное социальное изменение или трансформация, социальное проектирование классифицируется следующим образом. Первый уровень – это государственное социально-экономическое проектирование, второй – региональное проектирование, третий – проектирование социального развития трудовых коллективов. Следует особым образом выделить проблемно-целевое проектирование, которое связано с решением ключевых неотложных задач общественного развития вне зависимости от их ведомственной принадлежности. Широкое распространение получил также социальный эксперимент, в ходе которого уточняется механизм действия объективных законов и особенности их проявления на базе одного или нескольких социальных институтов.

Государственное социально-экономическое проектирование в Республике Беларусь находит свое выражение в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь по областям и Минску. Обоснование этой стратегии предполагает прогнозирование и проектирование развития социальной сферы. Прогноз развития отраслей социальной сферы разрабатывается на основе комплексного анализа жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, культуры, санаторно-курортного обслуживания, физической культуры, социального обеспечения. Предусматривается также прогноз рынка труда, демографической и экологической ситуации. При этом научность и обоснованность государственного социально-экономического проектирования во многом зависит от грамотного использования нормативного метода. Именно нормативы позволяют осуществить расчеты и обосновать реальность плановых заданий, определить ориентиры для развития многих общественных процессов и отношений.

В частности, основой для прогнозирования развития образования и выделения соответствующих средств из бюджета, например, на развитие сети детских дошкольных учреждений, служат результаты расчета потребности населения в этом виде услуг, определяемые на основе соответствующего научно обоснованного норматива. В ходе прогнозных расчетов потребуются сведения о показателях рождаемости, степени участия женщин в общественном производстве, наполняемости детских садов и яслей.

Региональное проектирование является инструментом прямого государственного воздействия на рыночную экономику той или иной территории, обеспечивая сочетание принципов саморегулирования и целенаправленности в ее развитии, а также на выравнивание уровней социально-экономического развития различных регионов. Проблемы региона в значительной степени согласуются с республиканскими задачами, но при этом необходим учет местных особенностей. В одном регионе может быть выражена необходимость в реализации программ социального страхования, в другом – остро подняты вопросы бедности тех или иных нуждающихся категорий населения. Одними из важных факторов регионального стратегического проектирования являются также проецируемые на регион государственные отраслевые и территориальные (многоотраслевые) целевые программы. Кроме того, государство через систему законов, налогов, льгот и т.п. оказывает косвенное воздействие на социальные рыночные процессы и развитие регионов.

Страницы: 1 2 3


Функция в теории Парсонса
Функции – это наблюдаемые последствия, позволяющие производить адаптацию или регулировку системы. Функционалисты говорят, что выживание системы зависит от решения ряда важных задач. Существование общества связано с выполнением некоторых ф ...

Революционная практика
Понятие "революционная практика" подводит нас к одному много трудному и широко оспариваемому понятию марксистской философии - к понятию "н а с и л и е". Характерно, что западные демократии испытывают негодование против ...

Анализ основных направлений работы среди молодежи в Ростовской области
Областной закон№456-ЗС от 30.12.2005 «Об Областной целевой программе «Молодежь Дона на 2006 - 2010 годы» разработан комитетом по молодежной политике Администрации Ростовской области совместно с Молодежным парламентом при Законодательном С ...

Поиск
Новое