Прогнозирование и проектирование в системе социальной защиты: теоретические и организационные аспекты
Страница 2

Социологическая информация » Обеспечение научности и инновационности в социальной работе как условие повышения ее результативности » Прогнозирование и проектирование в системе социальной защиты: теоретические и организационные аспекты

Нормативные прогнозы разрабатываются на основе нормативной базы, состоящей из плановых технико-экономических и социально-экономических нормативов – расчетных величин чего-то необходимого сообразно установленной норме (понимаемой в данном случае как единица отсчета для сравнений или для достижения желательного по заранее заданным критериям состояния). Здесь наблюдается идея более сложная, чем при разработке поискового прогноза: не просто экстраполяция в будущее известных тенденций, но и оптимизация – выбор наилучшего из возможных – значения этих данных по критериям, заранее заданным средствами целеполагания. В методологическом отношении важную роль в нормативном прогнозировании играет оптимизационное моделирование, включенное в состав многих компьютерных программных продуктов. В качестве заданного критерия могут выступать и некоторые плановые показатели. При проведении прогнозирования важно определить требования к результатам, чтобы их можно было использовать в практической работе с целью принятия решения по видоизменению ситуации.

Однако надо иметь в виду, что в человеческом обществе далеко не все можно просчитать и выразить в цифрах. Например, когда речь идет о социальной защите лиц, пострадавших в результате экологических бедствий, должны учитываться как медико-биологические, так и правовые параметры. Довольно сложно прогнозировать результаты социально-психологической реабилитации. В некоторых случаях следует использовать данные из естественнонаучной сферы, связанные со спецификой действия долгоживущих радионуклидов. То есть в деле прогнозирования социальной защиты населения требуется соблюдение и проведение целого комплекса мер из разных областей знаний и жизнедеятельности людей, что находит свое выражение в различных планах, программах и проектах.

Социальное проектирование – одна из форм социальной деятельности, которая способствует реализации или нейтрализации в реальной жизни некоторого прогноза, модели, сценария, плана или прообраза.

В зависимости от того, на каком уровне социальной организации планируется и осуществляется то или иное социальное изменение или трансформация, социальное проектирование классифицируется следующим образом. Первый уровень – это государственное социально-экономическое проектирование, второй – региональное проектирование, третий – проектирование социального развития трудовых коллективов. Следует особым образом выделить проблемно-целевое проектирование, которое связано с решением ключевых неотложных задач общественного развития вне зависимости от их ведомственной принадлежности. Широкое распространение получил также социальный эксперимент, в ходе которого уточняется механизм действия объективных законов и особенности их проявления на базе одного или нескольких социальных институтов.

Государственное социально-экономическое проектирование в Республике Беларусь находит свое выражение в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь по областям и Минску. Обоснование этой стратегии предполагает прогнозирование и проектирование развития социальной сферы. Прогноз развития отраслей социальной сферы разрабатывается на основе комплексного анализа жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, культуры, санаторно-курортного обслуживания, физической культуры, социального обеспечения. Предусматривается также прогноз рынка труда, демографической и экологической ситуации. При этом научность и обоснованность государственного социально-экономического проектирования во многом зависит от грамотного использования нормативного метода. Именно нормативы позволяют осуществить расчеты и обосновать реальность плановых заданий, определить ориентиры для развития многих общественных процессов и отношений.

В частности, основой для прогнозирования развития образования и выделения соответствующих средств из бюджета, например, на развитие сети детских дошкольных учреждений, служат результаты расчета потребности населения в этом виде услуг, определяемые на основе соответствующего научно обоснованного норматива. В ходе прогнозных расчетов потребуются сведения о показателях рождаемости, степени участия женщин в общественном производстве, наполняемости детских садов и яслей.

Региональное проектирование является инструментом прямого государственного воздействия на рыночную экономику той или иной территории, обеспечивая сочетание принципов саморегулирования и целенаправленности в ее развитии, а также на выравнивание уровней социально-экономического развития различных регионов. Проблемы региона в значительной степени согласуются с республиканскими задачами, но при этом необходим учет местных особенностей. В одном регионе может быть выражена необходимость в реализации программ социального страхования, в другом – остро подняты вопросы бедности тех или иных нуждающихся категорий населения. Одними из важных факторов регионального стратегического проектирования являются также проецируемые на регион государственные отраслевые и территориальные (многоотраслевые) целевые программы. Кроме того, государство через систему законов, налогов, льгот и т.п. оказывает косвенное воздействие на социальные рыночные процессы и развитие регионов.

Страницы: 1 2 3


Уровень инвалидности населения
Официальные данные об общем числе инвалидов в России отсутствуют. Косвенное представление о контингенте инвалидов дают данные о числе лиц, получающих пенсию по инвалидности. В 2007 г. в России их насчитывалось более 6,2 миллионов человек ...

Я и социальная память
Овеществленная память – фотографии, письма, семейные реликвии, памятные подарки, видеозаписи. Неовеществленная память – вербальные и невербальный языки, знания, навыки, нормы, воспоминания. С точки зрения малой соци­альной группы – семь ...

Корпоративный патернализм как технология управления персоналом
Модель социального партнерства, предполагающая согласование интересов работников, работодателей, органов государственной власти, местного самоуправления, путем заключения договоров по важным направлениям социального, экономического, культ ...

Поиск
Новое