Практическое применение технологий социальной работы с многодетной семьей. Технологии социальной работы с семьей

Социологическая информация » Технологии социальной работы с многодетной семьей » Практическое применение технологий социальной работы с многодетной семьей. Технологии социальной работы с семьей

Применительно к семьям различных категорий. Виды и формы социальной помощи, цель которых – сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в поддержке, можно разделить на:

1. экстренные, направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленные без попечения родителей);

2. направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов.

Формы жестокого обращения не сводятся к физическому насилию – это любое насильственное посягательство на личность члена семьи, на его право распоряжаться своими физическими, психическими или иными способностями – например, запрет общаться с друзьями или соседями, воспрепятствование внедомашней занятости жены, приобретению образования, повышению квалификации, насмешки, оскорбления, необоснованная критика. Такие поведенческие акты и психологическая атмосфера разрушающе действуют на отношения между членами семьи, их психосоматическое здоровье.

Физическое и сексуальное насилие в семье наиболее опасно для личности, ее здоровья и жизни. Физическим насилием считаются побои, попытки удушения, нанесение ранений, преднамеренные ожоги, укусы, а также умышленное использование отравляющих или психотропных веществ. Сексуальное насилие по отношению к несовершеннолетним детям – это прикосновение к их половым органам, принуждение к половым сношениям, оральному или анальному сексу, мастурбация, демонстрация детям порнофильмов и другие развратные действия. Нередко для принуждения к развратным действиям используется физическое насилие.

Однако порой эмоционально отверженные и социально-заброшенные дети используют свои сексуальные ресурсы для «подкупа» взрослых, чтобы привлечь их внимание и получить защиту.

Для лиц, переживших физическое и сексуальное насилие, характерны длительные депрессивные состояния, приступы тревожности, страх прикосновений, ночные кошмары, чувство изолированности и низкая самооценка. Ребенок не доверяет взрослым, он может попытаться убежать из дома, совершить самоубийство. Поэтому следует знать прямые и косвенные признаки жестокого обращения в семье с детьми: агрессивность, раздражительность, равнодушие, следы побоев, ссадин или ожогов на коже, кровоизлияния в белки глаз, следы крови или спермы на одежде, излишняя (не по возрасту) сексуальная осведомленность, боли в животе неизвестного происхождения, проблемы с едой, беспокойный сон, ночное недержание мочи.

Совокупность таких признаков должна стать причиной для серьезного исследования ситуации в семье; для проведения исследований привлекаются специалисты по социальной работе, психологи, медики, сотрудники ОВД.

К технологиям, используемым в случаях семейной жестокости, относится также организация социальных приютов (гостиниц, убежищ), которые дают возможность женщинам и детям переждать в безопасном месте кризис семейной ситуации (за рубежом есть приюты и для мужчин).

Работа с «трудными» детьми и подростками:

- медико-социальный анализ;

-диагностика семейной и школьной ситуации;

- выявление первичной социальной сети ребенка;

- используются технологии социально-психологического

консультирования, социальной терапии, социальной реабилитации;

- изучение социально-психологического статуса.

Работа с семьей алкоголика.

При работе с этой семьей диагностика подразумевает выявление основной причины злоупотреблением спиртными напитками и сопутствующих обстоятельств. Для этого изучаются личности всех членов семьи и социальная биография. Проводятся лечебные мероприятия, консультации, психотерапия и психокоррекция, возможно, социально-трудовая реабилитация самого алкоголика и его семьи к безалкогольному образу жизни и построению иной системы взаимоотношений.


Каковы основные особенности развития западной социологии во II половине XX века
Основные социологические теории второй половины XX века можно классифицировать по способу анализа общества, распределяя на две группы: макросоциологические и микросоциологические теории. Макросоциологические теории рассматривают функцион ...

Два основных класса опросных методов: интервью и анкетирование
Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные вопросы. Интервью - это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым), причем запись проводится либо ...

Организация социально – педагогической работы по профилактике здорового образа жизни. Организация исследования
Цель исследования: организация волонтерского движения в условиях средней общеобразовательной школы Этапы исследования: 1. Подготовительный - подбор диагностического инструментария - разработать программу «Мы – за здоровый образ жизн ...

Поиск
Новое