Социология власти и политики
Взаимоотношения людей в обществе и внутри каждой из социальных групп регулируются определенной системой норм и правил поведения. Эта система называется социальной культурой.
В социологии выделяют следующие принципы развития культуры:
1. целостность, определяемую общностью духовной и материальной культур;
2. приемлемость, обеспечивающую связь старого и нового;
3. саморазвитие, как сознательные и несознательные изменения в системе взаимоотношений;
4. взаимосвязь с другими формами культуры.
Среди источников развития социальной и других видов культур выделяются следующие:
Инновация — открытие и применение принципиально новых принципов действия, образов и норм поведения, выработка особых видов организации общества, разработка новых программ (политических, социальных и др.).
Использование культурного наследия прошлого — применение опыта и достижений науки и культуры при формировании норм и правил взаимоотношений в обществе. Однако нельзя принимать опыт предыдущих поколений безоговорочно. Он требует переосмысления и переоценки.
Диффузионизм культуры — взаимопроникновение культур в пространстве, те культурный взаимообмен среди различных обществ.
Функцией политической культуры является политическое мышление, представленное совокупностью теоретических положений, мнений, ценностных ориентации, которые должны реализовываться в процессе осуществления функций политической власти.
Характерной чертой политической культуры является информированность людей, их знание теоретических проблем. Первоначальные знания и информированность приобретаются следующим образом: в детстве это отрывочные сведения, полученные в семье или в школе, во взрослой жизни — это информация от друзей, соседей, ситуативное общение на производстве, в общественном транспорте, по месту отдыха и местожительству.
Меньшая часть политических знаний получается людьми в систематизированной форме: во время учебы и во взрослой жизни — через средства массовой информации или специальное обучение. Систематизированное, целенаправленное просвещения в современной России просто необходимо, а его отсутствие чревато серьезными издержками. Таковыми могут быть: потеря политической ориентации, притупление или искажение исторической памяти, пассивность политического поведения, безразличие и апатия.
Для политической культуры немаловажное значение имеют политические ориентации, ценности, установки. Это то, что формирует убеждения, готовность к действию. В российском обществе значительно увеличилось разнообразие политической ориентации. В современном обществе существует множество политических убеждений: от монархических до анархических, от религиозных до фашистских, от либеральных до коммунистических. Политическая культура воплощается в деятельности, но характеризует как сам факт участия, так и степень зрелости, осмысленности, глубины понимания и включенности политического знания в практику. Этот факт в конечном счете проявляется через участие людей в принятии политических решений, особенно на уровне местного самоуправления.
Участие человека в политической деятельности регулируется правовыми нормами государства, в котором живет человек, Например, полноправным гражданином человек в большинстве стран становится в 18 лет, к этому моменту он приобретает все права и обязанности, которые провозглашены в Конституции.
С точки зрения политической особые ограничения должны предъявляться к тем, кто становятся сотрудниками органов государственной безопасности, милиции, пограничных войск и т.п.
В обществе нельзя исключать социальных форм политической социализации, их необходимо развивать, дополнять, совершенствовать.
Основная часть населения находится в состоянии атрофии общественного сознания и поведения.
Формы жизнеустройства детей-сирот
Государство вынуждено брать на себя заботу о детях, оставшихся без попечения родителей, затрачивать немалые средства на их содержание, однако главной проблемой в данном случае является социализация детей как вне семье, так и в новых семья ...
Символический интеракционизм
Одним из наиболее интересных и продуктивных течений в современной западной социологии является символический интеракционизм. Его основатель, американский социолог и психолог Дж. Мид (1863—1931), вдохновленный идеями Ч. Дарвина, пытается с ...
Семья, как социальный институт
Сегодня мы часто слышим, что семья скоро отомрет. Многие социологи говорят, что институт брака в западных странах за последние 40 лет сильно ослабел. В качестве аргументов они называют легкость и частоту разводов, вступление в брак в более ...
