Теоретические подходы к вопросу социологии здоровья. Исторические и методологические предпосылки возникновения и
формирования социологии здоровьяСтраница 2
Истоки социологии здоровья обнаруживаются в социальной гигиене, медицинской статистике и медицинской социологии. Последняя зарождалась как отрасль знания, направленная на решение практических вопросов, связанных с оценкой влияния социальных факторов на здоровье и болезнь людей. Дальнейшее развитие медицинской социологии показало необходимость выделения из собственно медицинского комплекса наук, что потребовало осуществить ряд методологических процедур относительно ее объекта, предмета, использования фундаментальной социологической теории и разработки собственного категориально-понятийного аппарата.
В ходе предметного самоопределения данная специальная социологическая теория становилась все более независимой от медицины и приближенной к социологии. Вместе с тем различного рода коллизии и не прекращающиеся дискуссии не позволяют назвать этот процесс гладким. Социологический анализ системы здравоохранения ставит под сомнение некоторые, кажущиеся незыблемые для медиков устои, поскольку он делает необходимым рассмотрение вопросов качества услуг, ответственности, эффективности системы здравоохранения и т.д. И это закономерно, ведь социологическая теория предполагает анализ всех субъектов, которые задействованы в сфере здоровья: врачей, пациентов, систему здравоохранения и наиболее существенных коммуникативных связей возникающих между ними.
Об институционализации социологии здоровья свидетельствует растущее в последние десятилетия количество публикаций в России и за рубежом, посвященных социально-культурным и экономическим аспектам здоровья. Подтверждением этого является созданная в 80-ее годы Европейская Ассоциация социологии здоровья и медицины, а также выпущенные в последнее время международные коллективные монографии по данной теме.
Сближению исследований здоровья в широком контексте непосредственно с социологией, известному дистанцированию их от медицинской методологии способствует ряд объективных факторов.
Во-первых, происходят сущностные изменения данной научной дисциплины. В структуре патологий начинают преобладать не острые, а хронические заболевания. Все чаще встречающиеся сочетания заболеваемости, атипичное течение болезней, утрата ими клинического облика стали общим местом в медицинских публикациях; психо-эмоциональная неустойчивость, социальные стрессовые расстройства, прежде не встречавшиеся разновидности неврозов (одиночество, ожидание выходного дня и т.п.), ожирение, гиподинамия, патологические формы аддикции (прием психоактивных веществ) открыто называют «болезнями цивилизации». Характер их течения, продолжительность и прогноз во многом обусловлены поведением человека и условиями жизни. Тем самым, акцент смещается на изучение индивида и особенностей его жизнедеятельности. Наиболее адекватный инструментарий и методики для анализа подобного рода феноменов существуют именно в социологии здоровья.
Во-вторых, итогом многолетних и небесконфликтных дискуссий стала институционализация социологии здоровья и медицины, а также придание официального статуса работающим в этой области специалистам. При этом сохранившийся смежный характер научной специальности позволил в ней работать как социологам, так и медикам без установления между ними жесткой демаркационной линии. Тем самым сохраняются возможности плодотворного сотрудничества при ясном понимании различий предмета исследования, познавательных средств, языка и решаемых задач.
В-третьих, расширение проблемного поля социологии здоровья и включение в него не только медицинской практики, но также законодательства и политики в области здоровья, повседневных реалий бытия, экономики семьи, социальных связей индивида.
Международная федерация планирования семьи.
В 1953 г. была основана Международная Федерация Планирования Семьи. Появились программы, названные «планированием семьи», направленные на разработку мер по снижению чрезмерно высокой рождаемости. Важно, что эти программы выполняются в стр ...
Плюрализм и унификация
Современная культура плюралистична (от лат. pluralis — множественный) никогда прежде не было такого обилия и разнообразия культурных систем и подсистем, взглядов, направлений и т. д., как сейчас. По одному и тому же вопросу можно встретит ...
Этос религиозного подвижничества: аскетизм,
святость, юродство
Стихийная мощь русского этоса, связанная с исканием абсолютного добра, выливается в средневековой Руси преимущественно в религиозно-нравственное подвижничество, выступающее в формах затворничества, столпничества, постничества, ношения вер ...