Развитие социальной работы по защите прав несовершеннолетних в
деятельности КДН.Страница 1
Во многих странах специализированные правозащитные органы обладают большими возможностями, чем органы общей компетенции по восстановлению нарушенных прав, поскольку анализируют ситуации, приведшие к их нарушению и вырабатывают рекомендации превентивного характера.
Применительно к защите прав несовершеннолетних в мировой практике выработаны специальные механизмы.
Анализ отечественной практики показывает, что в последнее время был предпринят ряд шагов по выстраиванию региональных моделей защиты прав несовершеннолетних.
Однако практика показала, что вновь образуемые механизмы защиты прав ребенка, к сожалению, малоэффективны и не всегда действуют должным образом при сохраняющейся остроте социальных проблем детей. Кроме того, известно, что экономически и организационно выгодно опираться на уже имеющиеся структуры, осуществляющие государственное (а не общественное) квалифицированное начало в процессе ресоциализации личности. Единая целеустановка и высокая степень совпадения интересов всех основных субъектов системы требует разрешения двух задач. С одной стороны - интегрирование ведомственных интересов для комплексного решения местных задач по социализации, реабилитации, адаптации и реадаптации детей и подростков. С другой стороны - сохранение их ведомственной принадлежности без ломки вертикальных связей административной подчиненности.
На наш взгляд, эти задачи могут быть решены в условиях Комиссии по делам несовершеннолетних, как ведомственно независимого органа, подчиняющегося местной администрации и реализующего интересы и планы как государства, республики, региона, так и ведомств. Территориальный принцип построения КДН позволяет обеспечить максимальную доступность и приближенность к населению.
Анализ более чем 100-летней истории комиссий по делам несовершеннолетних показывает, что основной тенденцией развития КДН на всех этапах было стремление к усилению социально-воспитательных, социально-педагогических функций.
В 1980 году началось интенсивное создание сети школ-интернатов для детей из социально-неблагополучных семей. Все это были весьма позитивные перемены, заметно усилившие роль государства в социальной охране и поддержке детства, как главного условия превенции детско-юношеских отклонений. Однако эти преобразования носили половинчатый характер, не были доведены до конца, и в период так называемой стагнации советского общества превентивная практика приобрела формальный административный характер.
Комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних осуществляли не столько меры социальной поддержки, сколько различные административные воздействия по отношению к "трудным подросткам" и их родителям. Основными такими мерами являлись: общественные осуждения и разбирательства; постановка на учет в милицию; направления в спецшколы и спецПТУ, которые работали в режиме карательных учреждений со строгими дисциплинарными санкциями.
Авторитарная педагогика процветала и в школьной практике того времени.
90-е годы ознаменовались кардинальными изменениями общественно-политической системы, социально-политическими и социально-экономическими переменами, сопровождающими процесс интеграции России в передовое международное сообщество. Карательная превенция явно изжила себя и потребовались новые подходы в решении проблемы профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
Функции Комиссий по делам несовершеннолетних районного (городского) уровня - координирующая, контролирующая, профилактическая, правопросветительная, защитная и одновременно наказательная функции.
Сегодня комиссии по делам несовершеннолетних обладают широким диапазоном мер для предупреждения правонарушений детей и подростков. Они наделены полномочиями по применению мер воздействия не только к несовершеннолетним, но и к их родителям, виновным в неправильном воспитании детей, к другим лицам, оказывающим отрицательное влияние на подрастающее поколение. В системе ранней профилактики правонарушений комиссии играют ключевую роль, поскольку именно они осуществляют руководство и координацию всей воспитательно-профилактической деятельности в районе, которой также занимаются школы, ПТУ, внешкольные учреждения, спецПТУ, спецшколы,- инспекции по делам несовершеннолетних органов МВД.
Уровень инвалидности населения
Официальные данные об общем числе инвалидов в России отсутствуют. Косвенное представление о контингенте инвалидов дают данные о числе лиц, получающих пенсию по инвалидности. В 2007 г. в России их насчитывалось более 6,2 миллионов человек ...
Понятие и типология социальных общностей и групп
Общество - чрезвычайно сложное образование, включающее множество качественно различных социальных подсистем со своими системообразующими элементами и специфическими интегральными свойствами. Основными из них являются а) социальные группы ...
Определения, необходимые для понимания гуманистической
перспективы
Гуманистическая перспектива включает в себя базовые понятия «гуманизм», «гуманность», «гуманизация».
Гуманизм – это сложное и многоплановое явление, в широком смысле этого слова употребляется как исторически изменяющаяся система воззрени ...