Социальные предпосылки и последствия использования информационных
технологий в социальной сфереСтраница 2
- постоянное изменение характера задач, стоящих перед органами социальной защиты населения, оперативное выполнение ими новых сложных функций;
- постоянно возрастающие требования к сотрудникам социальной защиты по повышению производительности и качества труда и необходимость сокращения текучести и повышения престижности их профессии[8, с. 65-66].
Информационные технологии в социальной сфере обеспечивают:
•сбор, накопление фактов и статических данных о социальных отношениях и процессах, социальной структуре населения, потенциале социальной инфраструктуры, эффективности принимаемых мер социальной защиты, группах и слоях населения, требующих особого внимания;
•хранение информации в такой форме, которая позволяла бы легко и быстро находить, своевременно обновлять и предъявлять информацию в случае необходимости;
•сравнение показателей текущих социальных процессов с нормативными моделями социального воспроизводства населения и с учетом динамики их изменений;
• взаимодействие федеральной, отраслевой и региональной структур анализа процессов функционирования социальной сферы; обеспечивают оперативное, своевременное и полное представление сведений и сообщений в соответствующей форме руководителям различных уровней[5, с. 27].
Использование компьютерной техники в органах управления социальной защиты населения позволяет улучшить качество работы, способствует экономии времени при решении социальных проблем клиентов. Так, в Москве действуют следующие компьютеризированные информационные системы: "Льготы-справка" — позволяет получить информацию о предоставляемых льготах отдельным категориям граждан; "Обращение-учет" — содержит информацию о письменных обращениях граждан по пенсионным вопросам, льготам, социально-бытовому обслуживанию; "Архив" — содержит фамилии и адреса пенсионных дел умерших, выбывших за границу, сменивших местожительство пенсионеров, перешедших на другой вид пенсии; "Пенсионер-транспорт" — дает информацию об обеспечении транспортными средствами инвалидов и выплате компенсаций за бензин и транспортные услуги; "Пенсионер-справка" — позволяет получить информацию о размере пенсии или пособия, компенсационных выплатах каждого получателя и др. [6, с. 170].
По целому ряду социально-ориентированных направлений Минтрудом России ведутся централизованные информационные разработки. Были предусмотрены работы по сопровождению и развитию программных комплексов:
- «Адресная социальная помощь»;
- «Региональное социальное законодательство»;
- «АРМ назначения и выплаты пособий»;
- «Подготовка, контроль и обобщение данных статистической отчетности по пенсионному обеспечению, медико-социальной экспертизы и социальной защиты населения»;
- «Подготовка, контроль и обобщение данных статистической отчетности по семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации»;
- «Учет ветеранов и участников ВОВ»;
- «Информационный комплекс бюро медико-социальной экспертизы»[4, с. 16].
Практика показала эффективность организации процесса разработки и сопровождения ПО в органах социальной защиты населения края, что можно выразить в следующих тезисах:
1) размещение служб разработки, внедрения и сопровождения в одном месте, близко к заказчику, способствует выработке правильного подхода к реализации поставленной задачи и оперативное ее выполнение;
2) разработка на региональном уровне приводит к оперативному отражению всех федеральных и региональных нормативных актов в программном обеспечении;
3) размещение разработчиков внутри автоматизируемой службы обеспечивает быстрое получение квалифицированных консультаций и методических рекомендаций[3, с. 30].
Применение компьютерных технологий социальным работником имеет следующие положительные моменты:
- возрастает продуктивность его работы за счет устранения элементов рутинности труда (заполнение стандартных форм, проведение механического подсчета и др.), то есть за единицу рабочего времени он в состоянии выполнить больший объем работы;
- имеют адресную нацеленность на конкретного клиента при определении видов предоставляемой ему социальной помощи;
- появляется возможность составления «портрета социальных проблем» семьи, а не отдельного ее члена, это, в свою очередь, позволяет решать социальные проблемы семьи в комплексе;
- уменьшается количество механических ошибок, допускаемых при составлении справок, отчетов и другой документации.
Также необходимо отменить отрицательные стороны использования компьютерных технологий, присущие этому субъектному уровню:
- наблюдается низкая компьютерная грамотность работников социальной сферы;
- для технологического насыщения социальной работы компьютерными; технологиями требуется иная, чем при традиционных технологиях, логика мышления;
Проблемы современного женского движения в России
К середине 90-х г.г. женское движение уже распространилось в Российской Федерации. Существовало широкое разнообразие целей, форм деятельности и политических симпатий в женских организациях не только столицы Москвы, но и в других провинциа ...
Понятие и функции электронной коммуникации. «Коммуникация» как научная категория
Приступая к анализу такого сложного явления, как социальная коммуникация, следует определить сущность коммуникации, как феномена человеческой культуры. История научного познания коммуникации, как считают ученые, начинается еще с Античност ...
Анализ понятий «бомж», «социальная работа»
В России бездомных людей именуют БОМЖ
- без определенного места жительства[1]. Эта аббревиатура вошла в обиход не так давно. Человек, не имеющий жилища и приюта, считается бездомным. Для многих людей бездомные ассоциируются с опустившими ...