Социальные предпосылки и последствия использования информационных
технологий в социальной сфереСтраница 2
- постоянное изменение характера задач, стоящих перед органами социальной защиты населения, оперативное выполнение ими новых сложных функций;
- постоянно возрастающие требования к сотрудникам социальной защиты по повышению производительности и качества труда и необходимость сокращения текучести и повышения престижности их профессии[8, с. 65-66].
Информационные технологии в социальной сфере обеспечивают:
•сбор, накопление фактов и статических данных о социальных отношениях и процессах, социальной структуре населения, потенциале социальной инфраструктуры, эффективности принимаемых мер социальной защиты, группах и слоях населения, требующих особого внимания;
•хранение информации в такой форме, которая позволяла бы легко и быстро находить, своевременно обновлять и предъявлять информацию в случае необходимости;
•сравнение показателей текущих социальных процессов с нормативными моделями социального воспроизводства населения и с учетом динамики их изменений;
• взаимодействие федеральной, отраслевой и региональной структур анализа процессов функционирования социальной сферы; обеспечивают оперативное, своевременное и полное представление сведений и сообщений в соответствующей форме руководителям различных уровней[5, с. 27].
Использование компьютерной техники в органах управления социальной защиты населения позволяет улучшить качество работы, способствует экономии времени при решении социальных проблем клиентов. Так, в Москве действуют следующие компьютеризированные информационные системы: "Льготы-справка" — позволяет получить информацию о предоставляемых льготах отдельным категориям граждан; "Обращение-учет" — содержит информацию о письменных обращениях граждан по пенсионным вопросам, льготам, социально-бытовому обслуживанию; "Архив" — содержит фамилии и адреса пенсионных дел умерших, выбывших за границу, сменивших местожительство пенсионеров, перешедших на другой вид пенсии; "Пенсионер-транспорт" — дает информацию об обеспечении транспортными средствами инвалидов и выплате компенсаций за бензин и транспортные услуги; "Пенсионер-справка" — позволяет получить информацию о размере пенсии или пособия, компенсационных выплатах каждого получателя и др. [6, с. 170].
По целому ряду социально-ориентированных направлений Минтрудом России ведутся централизованные информационные разработки. Были предусмотрены работы по сопровождению и развитию программных комплексов:
- «Адресная социальная помощь»;
- «Региональное социальное законодательство»;
- «АРМ назначения и выплаты пособий»;
- «Подготовка, контроль и обобщение данных статистической отчетности по пенсионному обеспечению, медико-социальной экспертизы и социальной защиты населения»;
- «Подготовка, контроль и обобщение данных статистической отчетности по семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации»;
- «Учет ветеранов и участников ВОВ»;
- «Информационный комплекс бюро медико-социальной экспертизы»[4, с. 16].
Практика показала эффективность организации процесса разработки и сопровождения ПО в органах социальной защиты населения края, что можно выразить в следующих тезисах:
1) размещение служб разработки, внедрения и сопровождения в одном месте, близко к заказчику, способствует выработке правильного подхода к реализации поставленной задачи и оперативное ее выполнение;
2) разработка на региональном уровне приводит к оперативному отражению всех федеральных и региональных нормативных актов в программном обеспечении;
3) размещение разработчиков внутри автоматизируемой службы обеспечивает быстрое получение квалифицированных консультаций и методических рекомендаций[3, с. 30].
Применение компьютерных технологий социальным работником имеет следующие положительные моменты:
- возрастает продуктивность его работы за счет устранения элементов рутинности труда (заполнение стандартных форм, проведение механического подсчета и др.), то есть за единицу рабочего времени он в состоянии выполнить больший объем работы;
- имеют адресную нацеленность на конкретного клиента при определении видов предоставляемой ему социальной помощи;
- появляется возможность составления «портрета социальных проблем» семьи, а не отдельного ее члена, это, в свою очередь, позволяет решать социальные проблемы семьи в комплексе;
- уменьшается количество механических ошибок, допускаемых при составлении справок, отчетов и другой документации.
Также необходимо отменить отрицательные стороны использования компьютерных технологий, присущие этому субъектному уровню:
- наблюдается низкая компьютерная грамотность работников социальной сферы;
- для технологического насыщения социальной работы компьютерными; технологиями требуется иная, чем при традиционных технологиях, логика мышления;
Травматизм и несчастные случаи
Третье место среди причин смертности населения большинства экономически развитых стран занимают несчастные случаи и травмы, количество которых растет с каждым годом. Удельный вес травм и отравлений в структуре общей заболеваемости жителей ...
Методы оценки качества жизни и
индекс развития человеческого потенциала как один из методов
Что касается методов оценки качества жизни населения, то исходя из сложности исследуемого объекта, большого числа анализируемых показателей, можно утверждать, что здесь необходим не один, а целый комплекс методов исследования: статистичес ...
Социальный статус женщины
Социальный статус как интегральный показатель связывает между собой несколько элементов и функций. Социальный статус определяется социальным бытием, системой воспитания, характером деятельности, идеалами, ценностями и целями индивида, тре ...