Два основных класса опросных методов: интервью и анкетирование

Социологическая информация » Преимущества и недостатки контент-анализа по сравнению с опросом » Два основных класса опросных методов: интервью и анкетирование

Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные вопросы.

Интервью - это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым), причем запись проводится либо интервьюером, либо механически (на пленку).

Имеется множество разновидностей интервью. По содержанию беседы различают так называемые документальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений - выявление оценок, взглядов, суждений. По технике проведения различаются стандартизированные (строго формализованные) интервью, свободные (проводимые по заранее установленной общей программе) и фокусированные, имеющие целью выявление реакций опрашиваемого на относительно узкий круг проблем. По способу организации можно выделить групповые и индивидуальные интервью. Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).

Анкета заполняется опрашиваемым самостоятельно, поэтому ее конструкция и все комментарии должны быть предельно ясны для респондента.

В. Ядов формулирует следующие основные принципы построения анкеты.

Первый принцип: программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикой построения анкеты; опросный лист строится под углом зрения психологии восприятия опрашиваемого.

Второй принцип - учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемых.

Третий принцип - при расположении вопросов идти от частного к общему, а не наоборот.

Четвертый принцип - смысловые блоки опросного листа должны быть примерно одинакового объема.

Пятый принцип касается распределения вопросов по степени их трудности. Анкета должна начинаться с относительно простых вопросов, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные) затем - еще сложнее (мотивационные), потом - спад (снова событийные, фактологические) и в конце - наиболее сложные вопросы (один - два), после чего - завершающая «паспортичка».

Достоверность данных опросов оценивается по-разному. Так существует мнение, что опросы выявляют лишь то, «что люди считают нужным сказать о себе, а не то, что они действительно думают или делают» (Э. Гидденс). При этом ссылаются на четко установленные факты «лукавства» респондентов, когда они заявляли о своей осведомленности о несуществующих книгах и кинофильмах. По некоторым сведениям доля таких респондентов составляет от 10 до 25 %. Однако эти же данные свидетельствуют о том, что абсолютное большинство респондентов «честны» и сообщают в основном достоверную информацию. К тому же в методологическом арсенале социолога имеется немало приемов контроля получаемой информации, совмещение ее с информацией получаемой другими методами. Поэтому интервью и анкетные опросы вполне могут быть использованы как источник социологических данных.


Методы формирования целевой структуры социальной программы
Построение целевой структуры программы - очень важный этап социального программирования, во многом определяющий содержание соответствующей деятельности и ее конечные результаты. Одной из главных задач его успешного проведения является под ...

Формирование и развитие новой российской идентичности: компаративный анализ
Сегодня состояние российского общества можно характеризовать как переходное. Это во многом обусловлено тем, что мы сейчас переживаем кризис идентичности, вызванный резкой сменой политического курса страны, экономическими проблемами и колл ...

Подходы и методы социальной терапии
Решение всех этих задач с необходимостью предполагает использование различных методов. Безусловно, конкретная проблема, требующая своего решения, предъявляет собственные требования и к тому, как именно она будет решаться. Однако, большинс ...

Поиск
Новое