Два основных класса опросных методов: интервью и анкетирование
Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные вопросы.
Интервью - это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым), причем запись проводится либо интервьюером, либо механически (на пленку).
Имеется множество разновидностей интервью. По содержанию беседы различают так называемые документальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений - выявление оценок, взглядов, суждений. По технике проведения различаются стандартизированные (строго формализованные) интервью, свободные (проводимые по заранее установленной общей программе) и фокусированные, имеющие целью выявление реакций опрашиваемого на относительно узкий круг проблем. По способу организации можно выделить групповые и индивидуальные интервью. Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).
Анкета заполняется опрашиваемым самостоятельно, поэтому ее конструкция и все комментарии должны быть предельно ясны для респондента.
В. Ядов формулирует следующие основные принципы построения анкеты.
Первый принцип: программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикой построения анкеты; опросный лист строится под углом зрения психологии восприятия опрашиваемого.
Второй принцип - учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемых.
Третий принцип - при расположении вопросов идти от частного к общему, а не наоборот.
Четвертый принцип - смысловые блоки опросного листа должны быть примерно одинакового объема.
Пятый принцип касается распределения вопросов по степени их трудности. Анкета должна начинаться с относительно простых вопросов, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные) затем - еще сложнее (мотивационные), потом - спад (снова событийные, фактологические) и в конце - наиболее сложные вопросы (один - два), после чего - завершающая «паспортичка».
Достоверность данных опросов оценивается по-разному. Так существует мнение, что опросы выявляют лишь то, «что люди считают нужным сказать о себе, а не то, что они действительно думают или делают» (Э. Гидденс). При этом ссылаются на четко установленные факты «лукавства» респондентов, когда они заявляли о своей осведомленности о несуществующих книгах и кинофильмах. По некоторым сведениям доля таких респондентов составляет от 10 до 25 %. Однако эти же данные свидетельствуют о том, что абсолютное большинство респондентов «честны» и сообщают в основном достоверную информацию. К тому же в методологическом арсенале социолога имеется немало приемов контроля получаемой информации, совмещение ее с информацией получаемой другими методами. Поэтому интервью и анкетные опросы вполне могут быть использованы как источник социологических данных.
Гуманистический подход к пониманию человека
Гуманистическая линия в научной картине мира как явление культуры возникла в ответ на вторгшуюся в и подменившую собой культуру «милитаризацию» американского общества. «Две мировых войны, произошедшие за сравнительно короткое время, поста ...
Государственное учреждение права как один из
социальных институтов: нормы и санкции, персонал и нормативное обеспечение
деятельности
Социальные нормы — это предписания, которые являются общими указаниями для социального действия.
Социальные нормы находятся в сложных отношениях с действиями. Реальное поведение далеко не всегда соответствует нормам, а социальные нормы — ...
Механизм реализации социальной политики в бюджетных
организациях Российской Федерации
Формирование и функционирование механизма реализации и управления социальными процессами определяются объективными потребностями и тенденциями общественного развития. Именно потребности и тенденции предопределяют структуру механизма, набо ...