Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения
Страница 1

В предыдущем параграфе, характеризуя основные формы девиации, уже затрагивались вопросы профилактики и реабилитации лиц с девиантным поведением. Очевидно, что использование уголовного наказания в отношении гомосексуалистов, проституток и пьяниц не теряет смысл, так как большинство из них больные люди и нуждаются в медицинской, психологической, социальной помощи. Наша исправительно-трудовая система не, сколько исправляет, сколько карает человека. Именно места лишения свободы являются основными рассадниками гомосексуализма, школами, в которых завершается формирование девиантного поведения и самосознания. И это уже отмечалось. Необходима именно система мер, направленных на реабилитацию лиц с девиантным поведением, их поддержку и социальную защиту.

В силу того, что сложившаяся система социально-профилактической и коррекционной работы не соответствует сегодняшней усложнившейся ситуации, актуальной задачей стало формирование новой социальной политики профилактики детской безнадзорности и социального сиротства, создание специализированной системы учреждений для дезадаптированных детей и подростков, предназначенной для целенаправленной работы по их социальной реабилитации.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, призваны оказывать помощь той категории детей и подростков, которая раньше не пользовалась вниманием властей. Брошенные семьей и школой, они в лучшем случае интересовали лишь органы правоохранения в связи с совершением противозаконных действий. В нарушение международных правовых норм дети и подростки, не совершившие правонарушений, нередко подолгу содержались в приемниках-распределителях органов внутренних дел, ожидая направления в детские учреждения интернатного типа. Система специализированных учреждений для дезадаптированных детей и подростков в России начала создаваться с 1992 г. Благодаря усилиям федеральных и региональных органов социальной защиты количество таких учреждений возросло с 4 (в 1992 г.) до 550 (в 1996 г.); реабилитацию в них прошли более 75 тыс. несовершеннолетних (8, 533).

Задачами учреждений для дезадаптированных детей и подростков являются:

профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации;

психолого-медицинская помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе в связи с физическим и психическим насилием или с опасными для жизни и здоровья условиями проживания) в безвыходное положение;

формирование у детей и подростков положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;

выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без родительского внимания и заботы, средств к существованию;

психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;

содействие возвращению в семью;

обеспечение возможности получить образование;

забота о дальнейшем благоустройстве, месте жительства(8, 535)

Иными словами, основная цель деятельности таких учреждений — социальная защита и поддержка нуждающихся в этом детей, их реабилитация и помощь в жизненном определении. Создание специализированного учреждения для детей и подростков предоставляет реальную возможность оказать им экстренную помощь.

Специалисты подобных учреждений выделяют три основных этапа в работе с детьми:

диагностическая работа;

реабилитация, программа которой основана на данных, полученных после всесторонней диагностики;

постреабилитационная защита ребенка.

Прежде всего, в системе социально-реабилитационных служб для несовершеннолетних создаются социальные приюты для детей и подростков, каждый из которых отличается своеобразием вследствие различий в уровне и глубине понимания специалистами стоящих перед ними задач, их профессиональной подготовленности, опыта работы с детьми (особенно с "трудными"). Различны и их материально-техническая база, возможности финансирования и осуществления контактов со всевозможными организациями.

Также существую в последнее время разнообразные центры оказания экстренной помощи, например наркологические клиники, отделения при армейских частях, при церквях открывается своеобразные приюты.

В какой-то мере здесь может помочь и социальный контроль, выраженный в шести факторах(6, 12):

Методы и средства социального контроля должны быть адекватны конкретным видам девиантного поведения. Основным средством социального контроля должно стать удовлетворение различных потребностей и интересов лиц, склонных к «ненормальному» поведению. Так, научное, техническое и другие виды творчества могут служить серьезной альтернативой разным формам противоправного, и аморального поведения.

Существенное сужение репрессивных мер воздействия. Лишение свободы приводит личность к социальной и нравственной деградации и может использоваться лишь как крайняя мера воздействия. Следовательно, в отношении молодых правонарушителей допустимо сокращение сроков лишении свободы, отсрочка исполнения приговора, условно-досрочное освобождение и главное изменение условий содержания.

Страницы: 1 2


Городское и сельское население мира. Понятие «урбанизация», типы населенных пунктов
*Урбанизация* – это процесс повышения роли городов в жизни общества. Она проявляется: 1) в увеличении доли городского населения; 2) в росте числа и людности городов; 3) в распространении городского образа жизни. В конце XX века в Рос ...

Контент-анализ: возможности его использования и техника проведения
Среди многочисленных методов изучения социальной реальности особое место занимает «анализ содержания» текстов или контент-анализ. Если при проведении опроса люди, выступающие в качестве объекта исследования, знают об этом, то контент-анал ...

Сущность социальной деятельности в сфере профилактики
В современной психолого-педагогической науке употребляется целый ряд терминов, связанных с понятием отклоняющегося поведения. Девиация (отклонение) - явление несоблюдения норм и правил, официально установленных или фактически сложившихся ...

Поиск
Новое