Способы воздействия на массы. Заражение как особый способ воздействия на массы
Страница 1

Социологическая информация » Стихийные группы » Способы воздействия на массы. Заражение как особый способ воздействия на массы

Феномен заражения известен с самых ранних этапов человеческой истории и имел проявления в виде массовых вспышек различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуации паники и др. Заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям.[3] Она проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя» (Парыгин,1971.С.10).

Так как это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, подчиняясь ему. Так же выделяют наличие особой «реакции заражения», возникающей особенно в больших открытых аудиториях, когда эмоциональное состояние усиливается путем многократного отражения по моделям обычной цепной реакции. Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе, выступающей своеобразным ускорителем, который «разгоняет» определенное эмоциональное состояние.

Зараза представляет собой такое явление, которое легко указать, но не объяснить; ее надо причислить к разряду гипнотических явлений. В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы.[4]

Науке известно, что при помощи разнообразных процедур человека можно привести в такое состояние, что он после потери всей своей сознательной личности повинуется всем внушениям лица, лишившего его сознания своей личности, и что он совершает действия, самым резким образом противоречащие его характеру и навыкам. З. Фрейд в результате тщательных наблюдений установил, что индивид, находящийся в продолжение некоторого времени в лоне активной массы, впадает вскоре вследствие излучений, исходящих из нее, или по какой-либо другой неизвестной причине - в особое состояние, весьма близкое к ''зачарованности'', овладевающей загипнотизированными под влиянием гипнотизера. Сознательная личность совершенно теряется, воля и способность различения отсутствуют, все чувства и мысли ориентированы в направлении, указанном гипнотизером.[5]

Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Сам термин происходит от имени греческого бога Пана, покровителя пастухов, пастбищ и стад, вызывавшего своим гневом безумие стада, бросавшегося в огонь или пропасть по незначительной причине. Паника - это распад массы в массе. Отдельный человек здесь старается отпасть от массы и бежать от нее, угрожающей ему как целое. Панику как распад можно предотвратить, продлив первоначальное состояние объединяющего массового страха.

Мир хорошо помнит возникновение массовой паники в США 30 октября 1938 г. после передачи по радио произведения Г. Уэллса «Война миров». Массы радиослушателей самых различных возрастных и образовательных слоев (около 1 200 000 человек) поверили во вторжение марсиан на Землю. Хотя многие из них точно знали, что по радио передается инсценировка литературного произведения (трижды это объяснялось диктором), приблизительно 400 тыс. человек «лично» засвидетельствовали «появление марсиан».

Страницы: 1 2


Социальные институты и организации
Социальный институт - это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов. Таким образом, мы можем опред ...

Организация социальной работы с бездомными женщинами. Отечественный и зарубежный опыт социальной работы с бездомными женщинами
Социальная работа с бездомными в нашей стране коренным образом отличается от социальной работы в высокоразвитых зарубежных странах. В России не только отсутствует нормативно-правовая база в отношении бездомных и статистический учет, но и ...

Системный характер социальной работы
Социальная работа (как и всякая другая деятельность) представляет собой целостную систему и с точки зрения ее содержания, и с точки зрения организации и управления. Все ее компоненты функционируют в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, ...

Поиск
Новое