Заключение
Страница 1

Проблемы семьи становятся очень актуальны на современном этапе развития общества. Трансформация социально-экономических условий жизни, поляризация доходов привела к глубокой дифференциации российского общества, обеднению и даже обнищанию определенной части населения. Обострение социально-экономических проблем тяжело отразилось на состоянии практически всех групп и слоев населения и, в первую очередь, на детях. Кризис повлек за собой утрату жизненных смыслов, разрушение системы ценностей, которые задают ориентиры развития личности и общества. Ценностный хаос отразился и на функционировании основных социальных институтов общества.

Претерпевает глобальные изменения институт семьи. Идет процесс формирования семьи нового типа, в значительно меньшей степени ориентированной на детей как на ценность. Стабильно высоко число разводов, что способствует увеличению числа неполных семей. Дестабилизирующее влияние оказывают на многие семьи тяжелые условия современной социально-экономической жизни. Ситуация усугубляется в случае алкогольной или наркотической зависимости родителей. Дезадаптирующее влияние семей такого типа приобретает критический характер.

Основные функции семьи – это преемственность и передача социального опыта, социализация человека в обществе прежде всего. Нарушения в функционировании семьи, как социального института, пагубно сказывается на механизмах функционирования общества, нарушает социальную структуру общества. Современной семье требуется помощь общества и государства в восстановлении нормального функционирования семейных отношений. Наиболее уязвимыми являются многодетные семьи в связи с комплексом проблем, которые сопровождают эту семью на всех этапах ее развития. Многодетные семьи нуждаются в значительно более высоком уровне помощи, чем семьи, воспитывающие одного-двух детей. Причем, если сам факт наличия детей осложняет положение семьи и повышает риск ее малообеспеченности, то наличие такого числа детей, которое в современной социальной обстановке может расцениваться как отклонение, детерминирующее повышенный уровень социальной уязвимости семьи, ставит их в особо сложную социальную ситуацию, обусловленную материальными и жилищными трудностями, психологическими проблемами, неадекватной оценкой общественного мнения.

Актуальность этих проблем обусловила выбор темы нашего исследования. Цель нашего исследования – изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей. Мы предположили, что эффективность технологий работы социального педагога с многодетной семьей будет результатом применения комплекса профилактических мер, направленных на предупреждение трудностей, возникающих у данной категории семей.

Экспериментальная часть исследования проводилась на базе МОУ СОШ № 19. Результаты исследования позволили изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательного учреждения. Нами выявлено, что работа социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательного учреждения № 19 включает в себя реализацию таких технологий как социальная диагностика, социально-педагогический патронаж, социальное консультирование, социальная адаптация и социальная профилактика.

Социальная диагностика многодетных семей включает в себя следующие этапы работы: предварительное ознакомление с объектом работы, выявление его сильных и слабых сторон (исследование социального статуса), выбор направлений комплексной помощи семье. Важную роль имеет промежуточная диагностика и контроль для закрепления результатов проведенной работы.

Социальная адаптация, социальное консультирование, социальная профилактика реализуются в следующих направлениях работы социального педагога:

- проведение психолого-педагогического консультирования родителей;

- проведение профилактических бесед;

- организация социальных занятий в краевом медико-педагогическом центре; проведение совета профилактики совместно с инспектором ПДН, бесед инспектора ПДН с родителями;

- организация психолого-педагогических семинаров;

- диагностика причин девиантного поведения детей;

- привлечение учащихся к работе в культурно-массовых мероприятиях, вовлечение в работу кружков, секций во внеурочное время с целью профилактики безнадзорности;

- организация летнего отдыха учащихся в пришкольных лагерях;

- содействие в профориентации учащихся, индивидуальное трудоустройство подростков.

На основе анализа работы социального педагога нами были разработаны практические рекомендации для повышения эффективности работы социального педагога с данной категорией семей. Разработка практических рекомендаций для социального педагога проводилась нами в двух направлениях:

Страницы: 1 2


Групповая работа с родителями наркоманов.
Поскольку, как это было показано выше, подростковая нар­комания является семейной проблемой, важной составляющей вторичной профилактики наркомании стала работа с родителя­ми. В структуре системного терапевтического воздействия на семью на ...

Досуг и отдых: необходимость социологического изучения
Здоровье – это состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических нарушений (Устав ВОЗ, 1948). Формирование здорового образа жизни путем создания благоприятных условий жизнедеятельности ...

Половозрастная мобильность
Известно, что рассмотренные выше показатели являются агрегированными: реальное миграционное поведение различных групп населения в сходных условиях существенно различается. Остановимся поэтому подробнее на динамике мобильности различных по ...

Поиск
Новое