Современная религиозная ситуация в Казахстане
Страница 1

Социологическая информация » Социология религии » Современная религиозная ситуация в Казахстане

Последние годы отмечены своего рода религиозным ренессансом: наряду с усилением позиций существовавших религиозных конфессий ( ислам, православие, католицизм, лютеранство, баптизм, пятидесятничество и некоторых других), наблюдается появление многочисленных новых.

Усиление позиций религии в республике, как и на всем постсоветском пространстве, обусловлено процессами демократизации общественной жизни, идеологическим вакуумом, образовавшимся после краха коммунистической идеи. Немаловажную роль имеет активизация религиозной пропаганды, а также стремление новых государственных структур повысить свою легитимность за счет публичной поддержки ведущих религиозных конфессий - ислама и православия.

В общественном сознании усиление позиций религии оценивается, в основном, позитивно. Однако появление нетрадиционных религиозных культов общественностью и государственными органами воспринимается по большей части отрицательно, как подрыв национальной духовной культуры. Особенно негативно воспринимается христианская пропаганда среди коренного населения республики, активно проводимая протестантскими конфессиями. Принятие казахами христианства вызывает серьезные конфликты в семьях, а в ряде случаев и полный разрыв отношений. Это показывает, что в обществе еще не утвердилось осознание права граждан на свободу убеждений, равенства всех религий. Нетерпимость к инакомыслию, свойственная предшествовавшему советскому периоду, естественно, не может исчезнуть сразу, необходим длительный период демократического развития.

Религиозная идентификация населения.

Многими экспертами признано, что последние годы личностная идентификация людей по отношению к религии существенно изменилась во всех регионах Казахстана. Для выявления подобных изменений в Казахстане исследовательской группой министерства культуры, информации и общественного согласия осуществлены специальные социологические исследования.

Превалирующая в последние годы в Казахстане тенденции - рост религиозности, самой общей причиной которого большинства экспертов считают размытость идентификационных критериев в массовом сознании населения. Естественная потребность людей жить в «духовной защищенности» вынуждает их обращаться к религии как основе моральных ценности.

Показателем того, что религия выступает сегодня в качестве, прежде всего этнокультурного идентификатора, является опрос респондентов. Так из всех опрошенных 63% отнесли себя к исламу, 24,2% к православию,1,4% к католицизму, 0,2% к протестантизму. При этом речь идет об общей численности отметивших близость к той или иной религии. Среди них немало тех, для кого отнесение к религии означает культурную либо этническую идентификацию, кто уважает духовные ценности, не участвуя активно в религиозной жизни. Анализ показал, что среди «неатеистов» доля соблюдающих все религиозные установления составляет примерно 18%, верующих, но не участвующих активно в религиозной жизни около 47%, соблюдающие религиозные обряды по традиции - около 20% и уважающие религиозные ценности - примерно 15%.

Еще одно свидетельство - давность исповедания религии. 47,,2% опрошенных ответили, что религия, к которой они себя относят, исповедуется ими с рождения. По сути дела религия выступает в качестве элемента национальной культуры, воспринимается как аспект преемственности поколений, уважение к предкам, их духовному наследию.

Рост религиозности может быть представлен в трех аспектах: рост интереса к религии всего населения, рост числа приверженцев традиционных конфессий, прежде всего ислама и православия, являющийся результатом свободного духовного самоопределения, рост сторонников «нетрадиционных», новых для Казахстана, в основном, протестантских конфессий.

Страницы: 1 2 3


Социология национальных отношений (Этносоциология)
Общество, понятое как «продукт взаимодействия людей», как целостность общественных отношений людей к природе и друг к другу, состоит из множества разнородных элементов, среди которых экономическая деятельность людей и их отношения в проце ...

Теория социальной мобильности. Маргинализм
Социальная мобильность − изменение индивидами или группами своего положения, места, социального статуса в структуре общества. Теория социальной мобильности, разработанная П. Сорокиным, основана на представлении об обществе как соци ...

Групповая работа с родителями наркоманов.
Поскольку, как это было показано выше, подростковая нар­комания является семейной проблемой, важной составляющей вторичной профилактики наркомании стала работа с родителя­ми. В структуре системного терапевтического воздействия на семью на ...

Поиск
Новое