Семья как фактор профилактики наркомании. Наркомания как семейная проблема
Страница 1

Социологическая информация » Социальная работа с семьями наркоманов и алкоголиков » Семья как фактор профилактики наркомании. Наркомания как семейная проблема

Анализ публикаций по проблемам наркомании и алкоголиз­ма однозначно убеждает в том, что сколько-нибудь эффектив­ная профилактическая работа невозможна вне работы с семьей. В связи с этим рассмотрим некоторые аспекты наркомании как семейной проблемы.

Когда мы говорим о наркомании как семейной проблеме, мы подчеркиваем следующее.

1. Семья как система реагирует на известие об употреблении подростком наркотиков определенным образом.

2. Реакция семьи на известие об употреблении наркотиков зависит от исходного состояния семейной системы.

3. Реакция семьи на известие об употреблении подростком нар­котика может носить как конструктивный (способствовать прекра­щению употребления наркотиков или экспериментов с ними), таки деструктивный (закрепляющий наркотизацию) характер.

4. Момент обнаружения семьей факта наркотизации одно­го из ее членов является началом развития семейного кризиса.

5. Развивающийся у родителей синдром родительской ре­акции на наркотизацию (СРРН) подростка является фактором закрепления у него аддитивного поведения.

6. Специфические для наркоманов черты личности являют­ся вторичными нарушениями, тогда как первичными являются нарушения в системе социальных отношений.

Несмотря на общепризнанный факт возникновения в семьях химически зависимых людей особого типа внутрисемейных отношений, описываемых понятием «созависимость», до сих пор ощущается острый дефицит теоретических и практических ис­следований механизмов взаимовлияния семьи и подростка, употребляющего наркотики.

Как показывают исследования, опыт работы с семьями ал­коголиков не может быть непосредственно использован в рабо­те с семьями наркоманов, несмотря на то, что в динамике се­мейных отношений в семьях алкоголиков и наркоманов суще­ствуют общие черты.

В семьях подростков, употребляющих наркотики, обнару­живаются специфические особенности внутрисемейных отно­шений, фиксирующие аддитивное поведение подростка и фор­мирующие особый тип поведения родителей, в основе которо­го лежит СРРН.

Построение и обоснование системы психотерапевтической работы с семьями наркоманов периода взросления открывают новые возможности в организации социальной и психологичес­кой реабилитации наркозависимых. Анализ опыта работы с ро­дителями наркоманов показывает, что психологическая помощь семьям наркоманов может основываться на принципах систем­ного подхода к анализу психических явлений и методологии системной семейной терапии.[1]

В нашей работе мы исходим из представления о том, что в фокусе реабилитационной работы с наркоманами периода взросления должна быть семья (семейная система). Предвари­тельные исследования показали, что в группе подростков, чьи семьи были вовлечены в реабилитационный процесс, ремиссия более года наблюдается на 70% чаще, чем в группе подростков-наркоманов, чьи родители уклонялись от психотерапии.

Обобщение опыта работы с семьями наркоманов периода взросления показывает, что семья может выступать как фактор: провокации употребления наркотиков; фиксации психологи­ческой зависимости от наркотиков; провокации срыва в пери­од ремиссии; эффективности реабилитационной и профилак­тической работы.

Говоря о семье как о факторе, провоцирующем употребле­ние подростком психоактивных веществ, мы имеем в виду сле­дующее.

Практически во всех случаях подростковой и юношеской наркомании мы обнаруживаем в период, предшествующий нар­котизации, признаки одного из типов проблемных семей:

- деструктивная семья (автономия и сепарация отдельных чле­нов семьи, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах, хро­нический супружеский или родительско - детский конфликт);

- неполная семья (один из родителей отсутствует, что по­рождает разнообразные особенности семейных отношений и прежде всего размытые границы между матерью и ребенком;

- ригидная, псевдосолидарная семья (наблюдается безого­ворочное доминирование одного из членов семьи, жесткая рег­ламентация семейной жизни, подавляющий тип воспитания);

- распавшаяся семья (т.е. ситуация, когда один из роди­телей живет отдельно, но сохраняет контакты с прежней се­мьей и продолжает выполнять в ней какие-либо функции, при этом сохраняется сильная эмоциональная зависимость от него).

Характерными особенностями таких семей являются:

- чрезвычайно эмоциональное, ранимое и болезненное от­ношение подростков к своим родителям и их проблемам (име­ются в виду острые, болезненные реакции на семейную ситуа­цию). Если при этом в семье присутствует холодная в общении, неэмоциональная, строгая и несердечная мать, то ситуация при­обретает наибольшую остроту;

- нередко в семьях наркотизирующихся подростков в пе­риод, предшествующий наркотизации, наблюдается конфор­мизм и попустительство родителей, вплоть до готовности идти по поводу у подростка. Чаще всего такое поведение родителей — своеобразный способ избегания эмоционально-близких от­ношений с подростком: «Я сделаю, как ты хочешь, только от­стань .» или «Что еще тебе нужно? У тебя все есть .»;

Страницы: 1 2 3


Исследование социально-демографической ситуации в Калининском районном суде (г. Новосибирск). Характеристика Калининского районного суда
Согласно Трудовому кодексу РФ, при приеме на работу в районный суд, как и в другие организации, заключается трудовой договор между работодателем и работником[25]. (приложение №2) Работодатель в данном случае - председатель суда Аппарат су ...

Воздействие норм
Рассмотрим сам механизм воздействия норм на возможное поведение участников конфликта. Правовая норма, как и любая другая социальная норма, воздействует на поведение людей по нескольким каналам (или линиям). Во – первых, она оказывает инфо ...

Классификация социологии
Теоретическая социология — социология, ориентированная на объективное научное исследование общества в целях получения теоретического знания. Необходима для адекватной интерпретации социальных явлений и поведения людей. Без данных эмпирич ...

Поиск
Новое