Теоретические основы социальной работы с пожилыми людьми. Феномен старости и социогеронтологические теории
Страница 1

Социологическая информация » Технологии социальной работы с пожилыми людьми » Теоретические основы социальной работы с пожилыми людьми. Феномен старости и социогеронтологические теории

В разработках ООН, где началом старости считается возраст 65 лет, в зависимости от доли людей старшего возраста в общей структуре населения, различают три фазы. "Молодым" считается общество, насчитывающее менее 4% людей в возрасте 65 лет и старше, "зрелым" - от 4 до 7% людей в этом возрасте и "старым" - свыше 7%. Порогом демографической "глубокой старости" следовало бы признать долю старых людей в общей структуре населения, равную 10%. Отмечая в каждой из этих классификаций преимущества и недостатки, в настоящей работе мы будем использовать шкалу ООН /24, с.9/.

Процесс старения населения - явление относительно новое. Он начался непосредственно после так называемой демографической революции, одним из двух основных проявлений которой был быстро прогрессирующий спад показателя рождаемости. Среди пожилых людей во всем мире гораздо больше женщин, чем мужчин /24, с.47/. Можно выделить четыре группы проблем, которые влечет за собой старение современного общества. Во-первых, это демографические и макроэкономические последствия, во-вторых, это сфера социальных отношений, в-третьих, изменение демографической структуры, отражающееся на рынке труда и в-четвертых, изменения касаются функциональных способностей и состояния здоровья пожилых людей.

Очевидно, что вышеперечисленные факторы представляют лишь вершину айсберга объективных перемен в жизни общества. К ним следует добавить и широкую гамму субъективных факторов, которые, безусловно, изменят и внутренний мир человека, представителя любого поколения, населяющего «общество пожилых». В среднем на одного пожилого больного России приходится от 2 до 4 заболеваний, а стоимость лечения пожилых в 1,5 - 1,7 раза выше стоимости лечения молодых людей /26, с.282/.

В современной социальной геронтологии предприняты попытки построения теоретических конструктов, определяющих самобытность жизненного этапа пожилых людей, его социальных соотношений.

Теория разъединения. Сторонники данной теории делают акцент на изменениях в организационной структурированности социальной жизни, выделяя в качестве ведущей тенденцию сворачивания социальных связей и коммуникаций, уменьшения внешних побуждений. В качестве факторов, обусловливающих данную тенденцию, называются уход на пенсию или уменьшение интенсивности и объема занятости, отделение от взрослых детей, потеря близких и знакомых людей, изменение возрастных требований в семье, урбанистический стиль жизни.

Указанные изменения по-разному воспринимаются и психологически осваиваются каждым человеком. В связи с этим новые адаптационные стратегии на финальном этапе жизни, способствующие овладению социально-психологическими механизмами, блокирующими негативные последствия критический моментов в жизни пожилого человека. Это особенно важно, поскольку переход от одной социальной ситуации существования к другой не может быть чисто формальным, когда внешние события (выход на пенсию, отделение от детей, смена работы, изменение культурной среды) никак не подготовили изменений внутреннего мира личности, тем самым создав почву для возникновения проблем социальной адаптации и личностных кризисов.

Сам процесс перехода от одной социальной позиции к другой, по А. ван Теннепу, совершается в три этапа: сегрегация – отделение человека от старого окружения и разрыв с прошлым; транзиция – промежуточное состояние, «пустыня бесстатусности»; инкорпорация – последующее включение индивида в свою социальную группу, но уже в новом качестве. Старый человек часто застревает на этапе транзиции со всеми вытекающими из этого последствиями, фиксирующимися как разрыв, разлад, надлом. Между тем состояние перехода как поворотный момент в жизненном пространстве личности содержит в себе ценнейшую возможность личностного роста через реализацию некоего потенциала. В этом контексте такие институты культуры, как «обряды переходы» - исповедь, психотерапия, всевозможные образовательные программы, способствуют осмыслению переходной жизненной ситуации, когда человек, дистанцируясь от потока обыденной повседневной жизни, трансформирует культурно-исторический опыт социума в определение собственной стратегии поведения, корректирует свои взаимоотношения с окружающим миром /8, с.51 – 52/.

Теория активности связывает особенности данного жизненного этапа с индивидуализацией и локализацией старения, с неповторимо-индивидуальной спецификой факторов старения. Анализ этой проблемы осуществляется в контексте профилизации личности: ее стиля жизни, позиций, социокультурных ориентаций. При этом открытость, проникновение в социальный поток или, напротив, тенденцию отворачиваться от жизни соотносят с вариативностью индивидуальных реакций. Сохранение жизненной активности, многообразия вариантов отношения к жизни рассматривается как позитивный фактор, продлевающий жизнь. Люди с такой жизненной позицией открыты в первую очерезь изменениям, и даже большие изменения воспринимаются ими не как укроза, а скорее как вызов своим возможностям.

Страницы: 1 2 3


Поиск
Новое